Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мария Чулова, Вебмушка.руМария Чулова, Вебмушка.руМария Чулова

 журналист, IT специалист, фотограф, автор книги "Хороший гусь Гаша",

автор сборников "Забрать домового", "Притяжение земли", проекта "Невдольск 1595"

блог, ЮТ, VK, IG, fb, tweet, TM

ВебМУшка.ru

          ...здесь интернет (web) взят на мушку...

фотоальбомы, видеорепортажи

Методики раннего развития детей. Физические и творческие занятия

Опубликовано 16.09.2021

Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Раннее развитие — это не просто мода. Это новая философия нашего времени.

Это другая экономика, где главным ресурсом становится человек. Это иная политика, признающая человека полноправным и полноценным с первого момента его появления в мире.

И, конечно же, это новая головная боль для родителей.

 

Ведь методик раннего развития так много и они настолько разные, что классифицировать их каким-либо образом крайне сложно.

Коротко перечислим лишь наиболее популярные из них, условно поделив их на «физические» и «творческие».

 Раннее физическое развитие

Впервые у нас в стране о важности поддержания здоровья ребенка заговорили Елена и Борис Никитины. детей они показали очень, многим людям, какие огромные возможности заложены даже у самого маленького ребенка. Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: хватания, шаговый, плавания. Если эти рефлексы развивать, то ребенок начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Именно Никитины предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, а также ежедневно использовать для оздоровления детей элементы закалки (хождение босиком и обливание) и массажа.На примере своих
О своем опыте Никитины рассказали в книгах «Мы и наши дети», «Резервы здоровья наших детей» и др.

Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Динамическая гимнастика Л.Китаева и М.Трунова направлена на развитие врожденных рефлексов ребенка до года. Методика уходит корнями в прошлое: на Руси детей часто брали под мышки и слегка подбрасывали, вместе с ними выполняя так называемые самолетики. Динамическая гимнастика предоставляет ребенку возможность двигаться, пока он еще не может этого делать сам. Позже, когда малыш начинает самостоятельно ползать и ходить, прежние упражнения утрачивают свою силу и смысл. Теперь следует использовать иные возможности ребенка, менять центр тяжести, включать различные игры, зарядку, упражнения на спорт комплексе.
С опытом Леонида Катаева можно ознакомиться в его книге «Экология младенчества».

«Плавать раньше, чем ходить», или Грудничковое плавание. Неизвестно, кто первым предложил не просто купать новорожденного, но и плавать с ним. Однако сегодня плавание для детей раннего возраста — это мощная оздоровительная и лечебная процедура, которая избавляет от болезней неврологического характера, проблем с позвоночником, развивает дыхание, увеличивает выносливость и повышает общий тонус, улучшает аппетит, способствует укреплению здоровья, позволяет организму правильно развиваться. Проводится в обыкновенных городских поликлиниках и группах по занятию с беременными и детьми.
Методики купания, плавания и закаливания детей раннего возраста отражены, например, в книгах: Е. Комаровского «Начало жизни вашего ребенка»; С. Смирнова «Обучение плаванию в домашних условиях»; М. и Л. Китаева «Экология младенчества. Первый год»; Масару Ибука «После трех уже поздно»; М. Дерюгиной «Ребенок. Воспитание и уход за ним. Советы опытного врача»; Т. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду»; Ю. Семенова «Навык плавания — каждому».

И, наконец, универсальная книга для всех родителей «После трех уже поздно» японца Масару Ибука. говорится о том, что развитие максимума возможностей заложено в ребенке до трех лет — в период интенсивного роста мозга. В это время формируются основы характера, поведения в обществе, закладывается иммунитет. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных и крепких наследственных генах необходимо заниматься с ребенком по максимуму. Эта книга вселяет оптимизм, веру в достижение любых вершин, учит относиться к крохе с уважением. В ней говорится о том,что развитие максимума возможностей заложено в ребенке до трех лет - в период интенсивного роста мозга. В это время формируются основы характера, поведения в обществе, закладывается иммунитет. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных и крепких наследственных генах необходимо заниматься с ребенком по максимуму. Эта книга вселяет оптимизм, веру в достижения любых вершин, учит относиться к крохе с уважением.
 

Раннее творческое развитие

Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Одна группа этих методик целиком посвящена обучению чтению, счету, получению энциклопедических знаний, другая — знакомству с рисованием, природой, музыкой...


«Погружающая среда» Марии Монтессори. Мария Монтессори (1887 —1952) — итальянский педагог, первая в стране женщина - доктор медицины. Изначально работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, помогала догнать в развитии сверстников, для чего создавала «посильные» игрушки. Девиз педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». Большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков, соответствующих возрасту. В психическом развитии ребенка Мария Монтессори выделила такие особенности, как «возрастная сенситивность (чувствительность)», «впитывающее мышление».

Вальдорфская педагогика  -методика подражания природе. Вальдорф занимал пост директора сигаретной фабрики в начале XX века. Под руководством австрийского философа Рудольфа Штайнера создал школьную методику для детей своих рабочих. Обучение разделено на три этапа: до 7 лет дети учатся через подражание, с 7 до 14 лет - преобладают чувства, эмоции, и лишь после 14 лет на первый план выступает развитие логики. Вальдорфская методика избегает любого раннего интеллектуального развития вплоть до школы (обучение чтению дается лишь в 3-м классе). В дошкольном возрасте детям «разрешается» только играть, причем игрушки используются лишь самые примитивные, исключительно из природных материалов. Предпочтение отдается занятиям искусством (особенно театру), ремеслам. Телевизор, компьютер строго запрещены. Система старается оградить ребенка от стрессов «большого мира» хотя бы до подросткового возраста.

Биты информации, или Карточки Глена Домана. Глен Доман - - американский военный врач 1940-х годов. Успешно развил идею Цицерона о том, что «дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов». Работал в Филадельфии в институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка. Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Пришел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом. В институте, где работал Доман, дети в возрасте от 2 до 4 лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих малышей были настолько широки, что Доман называл их детьми Возрождения. Он считал, что учеба эффективна только в период роста мозга — до 7 лет, а особенно в первые три года.
У теории Глена Домана много противников, однако, факты говорят сами за себя: десять нобелевских лауреатов в детстве учились по Доману!
В России изданы многочисленные книги Глена Домана: «Как развить интеллект ребенка», «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как сделать ребенка физически совершенным», «Как научить ребенка читать» и др.

Понятные и практичные рекомендации воспитания детей принадлежат Сесиль Лупан — бельгийской актрисе, считавшей вслед за одним из мудрецов, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Она не ставила экспериментов на детях, не работала в садах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих двух дочерей, подвергала осмысленной критике существующие методики развития детей, адаптировала их для себя. Ее рекомендации — просто советы мамы, увлекшейся идеей раннего развития, вылились в книгу «Практическое руководство «Поверь в свое дитя». Книга не содержит рецептов «выращивания гениев». Цель ее автора — дать советы родителям, желающим открыть мир ребенка с момента его появления на свет.

 

Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Методики_раннего_развития.Мария_Чулова.Журнал_Обруч.N4_2002Николай Зайцев. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей. «Пытаясь говорить, младенец «выдает» целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющихся в слоги, слова». На основе этого вывода создана альтернативная традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева. Его пособия — самым известным являются «кубики Зайцева» для освоения чтения — основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе. Обучение чтению построено на принципе «складов» — пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый «склад» находится на отдельной грани кубика. Находя соответствующие «склады», ребенок составляет слова. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими согласными. Идею «складов» Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобович, создавший складушки — картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными «складами».

Методика М. Гмошинской «Художники в памперсах». Малышам дают «съедобные» краски, листы и старые обои. Жестких ограничений в использовании того или иного цвета нет. Рисование по образцу не практикуется. Ребенок «творит» то, что ему хочется выразить в данный момент. Малыши рисуют ладошками, пальчиками, мягкими фломастерами. Цветовая гамма - привычные цвета: оранжевый, красный, желтый, синий. Можно вместе рисовать рельсы, лесенку, треугольники, круги, овалы, называя при этом то, что появляется на бумаге, и какой цвет используется. На «каракульный» цветовой фон можно наклеивать фигурки животных или геометрические фигуры для аппликации.

«Впитывание музыки» по Виноградову, происходит через прослушивание отрывков хорошей музыки разных жанров. Автор убежден, что даже младенцы способны понять сложные классические произведения. При прослушивании не дается никаких научных пояснений. Рассказ взрослого должен быть похож на сказку-картинку. Малыш достаточно легко и органично воспринимает мировые музыкальные шедевры. Благодаря музыкальным занятиям — прослушиванию музыки и начальным танцевальным движениям — у ребенка формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.

Мифы-сказки Кирюшина. Автор предложил изучать музыку под мифы-сказки — книги, плакаты с цветными иллюстрациями. Они развивают музыкальный слух, мышление, память, подготавливают к освоению курса сольфеджио.
Другие методики обучения малышей с трех лет в музыкальных школах и с личным преподавателем строятся не на пассивном восприятии музыки, а на активном участии в музыкальном процессе.

Метод погружения в среду иностранного языка Жанны Китайгородской. Занятия по второму языку проходят в игровой форме. Например: эта круглая доска на четырех ножках называется не только «стол», но и «1аЫе». Ребенок с удовольствием включается в заколдованный мир иностранного языка. Тем более, если занятия проводятся одним и тем же «иностранцем», «не разумеющим» на родном для малыша языке. Группы «включения» существуют в различных детских садах. Системно обучать второму языку логопеды советуют лишь после усвоения грамматики и лексики родного языка (после 3 — 4 лет).

Мария Чулова

опубликовано в журнале "Обруч" N4 за 2002 год,

скачать в формате pdf
 

МАРИЯ ЧУЛОВА – автор статей о транспорте, отдыхе, детях, родной природе, фотограф-натуралист, и…

IT специалист с многолетним опытом работы в крупнейших российских компаниях,

- среди которых Rambler, турецкие и российские туроператоры, - а также интернет-аудитор. www.webmushka.ru

"Хороший гусь Гаша" - книга в подарок бабушке и внукам

27 историй о природе и птицах родного края

Книга "Хороший гусь Гаша" Автор: Мария Чулова ориентированы на аудиторию взрослых и детей 6+

Кулики и корольки, дятлы и совы, аисты, камышницы, лысухи и чомги - вот главные герои добрых наблюдений старых и малых людей, в которых сам человек остается "за кадром". Наиболее "разговорчивые" дятлы и корольки в лесу, тихие - птичья нянька, пеночка и зяблики - днём а домовые сычи, жители окрестных полей, - ночью. Заметки о воронах - самые короткие. Истории из жизни белоголового сипа и охоты домашней кошки на зайца - самые "взрослые". Как встать на крыло вслед за птицами, дикими и домашними, заворожившись их полётом?

144 стр, 86 илл, тверд.обложка, 200х260

ISBN: 978-5-4465-2987-2  gus.gasha
ЗАКАЗАТЬ ЭКЗЕМПЛЯР КНИГИ У АВТОРА: vk.com/maria.chulova

 

Опубликовать в социальных сетях