Чулов Терентий Фадеевич (1912-1991) воевал с 22 июня 1941 года. Освобождал Кёнисберг.
Заметку в школьную стенгазету когда-то написала внучка-первоклассница московской школы 21 (1534) о своем любимом дедушке Терехе. Он прошёл всю войну связистом в 703 отдельном батальоне связи. Воевал на Калининском, 3-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Освобождал города: Калинин, Великие Луки, Ржев, Вязьму, Смоленск, Тарту, Ригу, Кенисберг. В 1944 году получил звание отличного связиста. Получил медали: За отвагу, За взятие Кенисберга, За победу над Германией.

В 1980-х это был единственный рукописный "документ" в семейном архиве, в папке с детскими рисунками. Впрочем, позднее родители признались, что сбор личных данных, "мини-интервью" деда, организовали они сами, а вовсе не учительница начальной школы, - так родные хотели сохранить память о близких руками внуков (в чём, надо признаться, они преуспели: желание сохранить, сберечь, передать дальше осталось с нами на долгие годы).Маленький клочок из неуверенно крупных букв на листке с клетками пролежал несколько десятков лет, позднее получил. Спустя несколько десятков лет, повзрослевшая внучка нашла путь своего дедушки в рядах советской армии, обозначенным на карте на одном из сайтов в сети интернет. Там же удалось познакомиться с военными маршрутами других родственников и соседей - жителей села Невдольск. Наименование этого населенного пункта в военных документах разлетелось по России десятком вариантов - от НЕвдольска и НевдальскОго до НеудАль, НеудалЕск, НедОльск, УдАль,НевдАльск... И превратилось даже в такой такой экзотический вариант как Неведоловки, впрочем, из того же Суземского района Орловской области.
По всеобщей мобилизации все бойцы уходили из одной области - Орловской, а возвращались уже в другую - образованную после войны, Брянскую. Отсюда - невероятные потери данных, многочисленные расхождения и прочие сложности в истории крупнейшего села южной окраины России. Невдольск за свою пятисотлетнюю историю вхождения в состав России успел побывать в составе разных владений - Новгородского, Киевского, Белгородского, Северского, являясь до этого частью Литвы.
На сайте pamyat-naroda.ru сохранились данные о невдольских жителях. Подробности покажет результат поиск по фамилии, дате рождения и месте рождении. Так, весточки о своих родных, спустя семь десятков лето могут дойти до их потомков. Умер Терентий Фадеевич 19 января 1991 года.
Чулов Терентий Фадеевич. Год рождения: 1913(1912). Место рождения: Орловская обл., Суземский р-н, с. Невдольск; Орловская обл., Суземский р-н, д. Невдольск. Воинское звание: ефрейтор; красноармеец. Место призыва: Суземский РВК, Орловская обл., Суземский р-н. Воинская часть: 703 олбс 3 ПрибФ (703 олбс, 3 ПрибФ); 703 олбс ПриВО (703 олбс ПриВО); Суземский РВК, Орловская обл., Суземский р-н. Участник Псковско-Орловской наступательной операции. https://pamyat-naroda.ru/ops/pskovsko
Документы о награждении содержат следующий перечень: Медаль «За боевые заслуги» 1985, Орден Отечественной войны II степени, Орден Отечественной войны II степени.

Часть боевого пути Чулова Терентия из Невдольска
Чулов Яков Петрович (1920-). Водил машины по дороге жизни в Ленинград.
Яков Петрович родился в 1920, Брянская обл., Суземский р-н, с. Невдольск. Двоюродного брата Чулова Терентия Фадеевича, по-невдольски называли Пятюкиным. Как разнятся их боевые маршруты. Два брата, проживавших в соседних домах села Невдольск, учившиеся вместе, прошли войну, чтобы строить мирную жизнь. Терех шел на Псков и Кёнисберг, Яков служил водителем на Дороге жизни в Ленинграде. Место призыва Якова Петровича: Суземский РВК, Орловская обл., Суземский р-н. Воинское звание: красноармеец. Воинская часть: 440 апап КалФ (440 апап КалФ, 440 апап, КалФ). Имеет награды: Медаль «За боевые заслуги» (1985), Орден Отечественной войны II степени. https://pamyat-naroda.ru/
Чулов Фёдор Фадеевич (1922-). Служил в армии с 1940 по 1946 год.
Фёдор Фадеевич, младший брат Терентия Федеевича, родился в 1922 году, Орловская обл., Суземский р-н, с. Невдомск.
Место призыва: Московская обл., г. Москва, Ленинский р-н, Ленинский РВК. Дата призыва: 15.10.1940. Место службы:43 озенабр ПВО ЛенА ПВО|194 зенап|115 зап. Воинское звание: красноармеец, рядовой, мл.сержант, сержант. Отмечен на военно-пересыльный пункте «Ленинградский ВПП». Прибытие в воинскую часть 5 ОБВ - 21.06.1943. Выбытие в Лен.арм. ПВО - 23.06.1943. Последнее место службы: 115 зап. Дата выбытия по демобилизации - 22.06.1946. Дата документа: 31.12.1949. Имеет награду: Медаль: «За боевые заслуги». >слушать аудио <

Чулов Александр Никифорович (1923-)
Александр Никифорович родился в 1923 году (01.02.1923), Орловская обл.; Брянская обл., Суземский р-н, с. Невдольское. На службу поступил 02.1942. Место призыва: Балашихинский РВК, Московская обл., Балашихинский р-н. Воинское звание: рядовой; ст. лейтенант. Воинская часть: Брянский ВПП; 9 зсд (9 зсд); 18 азсп 3 А (18 азсп, 3 А); 457 орабб (457 орабб); 1022 сп 269 сд (1022 сп, 269 сд); 6 опрос ОдВО (6 опрос ОдВО); 295 оашр 23 гв. сд 14 гв. ск (295 оашр, 23 гв. сд, 14 гв. ск); 33 сд 1 Уд. А (33 сд, 1 Уд. А).
Имеет награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орден Красного Знамени, Орден Красной Звезды (1945). https://pamyat-naroda.ru/heroes/
Чулова Мария Ивановна (1921-1945). Погибла 9 мая 1945 года в Венгрии
Погибла в самом конце войны - 9 мая 1945 года в г.Шопроне, Венгрия, которым интересовались - за 1 800 км от своего родного села Невдольск. Ехали праздновать победу и подорвались на мине... По-невдольски ее родня прозывалась Дарьиными.

Чулов Михаил Терентьевич (1935 - 13 дек. 2018)
Родился в селе Невдольск до начала Великой Отечественной Войны, пережил оккупацию вместе с матерью Чуловой Софьей Коновной. Им нередко приходилось укрываться в Брянском лесу и селе Устарь. Его малолетние друзья погибли уже после войны возле соседнего Негино, когда играли с найденными в земле снарядами, пытались выплавить тол, как делали это партизаны, но снаряды разорвались у них в руках и разнесли по кусочкам.. Его дочь Рита проживает в Москве.
Чулов Никифор Герасимович (- 1941). Расстрелян за помощь партизанам.
Никифор Герасимович погиб зимой 1941 года. Его дочке было тогда несколько месяцев от роду. Он и еще 3 человек были расстреляны фашистами на глазах у всего села за помощь партизанам. Он возил хлеб партизанам. Собирал информацию о боевых частях фашистов и переправлял нашим в лес. Выследил его и донес на него полицай. Памятник погибшему и его троим помощникам установлен на родине в селе Невдольск, Суземского района, Брянской области. Братская могила находится в центральной части села. На памятнике установлена мемориальная табличка с текстом: «Здесь в годы ВОВ были расстреляны Данющенкова А.З., Данющенков А.К., Богданов А.К., Чулов Н.Г. Вечная память».
Страницу памяти в сети интернет ведет его внучка.
Чулов Михаил Тарасович (1926-)
Михаил Тарасович родился в 1926 году (24.02.1926), Брянская обл., Суземский р-н, с. Невдольск. Местом жительства также отмечается г. Ленинград. Поступил на службу в 1939 году. Воинское звание: ст. лейтенант; рядовой; лейтенант. Воинская часть: Брянский ВПП; 9 зсд (9 зсд); (347 полевой дезинфекционный отряд); оучр 12 сбр (12 сбр).
Имеет награды: Орден Отечественной войны II степени, Медаль «За боевые заслуги» (1985). https://pamyat-naroda.ru/heroes/
Чулова Наталья Алексеевна (1924-2017). Перегоняла скот из Германии домой.
сочинение-рассказ «Моя прабабушка» Дарьи Писаревой, 2005 г.р., ученицы 5 класса, Суземка, 2018 год
Я хочу рассказать о своей прабабушке Бондаренковой Татьяне Ивановне, труженице тыла во время Великой Отечественной войны. Моя прабабушка родилась в крестьянской семье Чулова Ивана Фёдоровича и Чуловой Натальи Алексеевны в декабре 1924 года в селе Невдольск Суземского района Орловской губернии (по тем временам). Её родители были простые крестьяне, труженики. У них в семье было ещё двое детей: Нюра 1927 года рождения и Федя 1929 года рождения. Это родные брат и сестра моей прабабушки. Они жили дружной работящей семьёй.
Моя прабабушка закончила четыре класса. В пятый класс она не пошла, так как была близорука. Ещё до войны она начала работать в колхозе: ходила на сеялку, молотилку, на сенокосы, на прополку. Когда началась Великая Отечественная война ей было семнадцать лет. Её отца сразу в начале войны забрали на фронт. И вскоре пришло известие о том, что он пропал без вести. Прапрабабушка осталась одна с тремя детьми. Они возили дрова из леса (лес был за рекой), в хозяйстве была корова. И на ней пахали огород: двое впрягались, а третий шёл сзади за плугом. Прапрабабушка прятала корову в подвал, потому что фашисты забирали всю живность. Ночью пасли в лощине на огороде. Прабабушка ходила пешком до Суземки на рынок (16 км в одну сторону), чтобы продать молоко. Жить было трудно, голодно.
До прихода немцев в село бабушку Таню посылали копать окопы в Выгоничи. В деревне Устарь её ранило осколком в руку из вражеского самолета. Когда пришли немцы стало жить ещё труднее. Фашисты могли убить по любому случаю. Забирали еду, если не отдавали, могли застрелить.

Немцы сожгли село. Не осталось ни единого дома. (Осталась стоять только караулка, в которой находилась мёртвая пленница Паша Лахмоткина.) Население ушло в лес. Когда немцев выгнали из села, люди вернулись назад. Перед ними стояла страшная картина: место домов лежал пепел, стояла только караулка, как памятник тому, что здесь было. Люди стали строить землянки, шалаши. На улице делали печки. Власти стали выделять лес для строительства за Усухом. Собирались по несколько человек, связывали плоты и гнали по речке к Невдольску. А уже там вылавливали и строили хатки (так прабабушка называла дома, в которых они жили). Есть было нечего, обуваться и одеваться было не во что. На ногах носили обувь из покрышек. Но несмотря на все тяготы, у людей было желание жить. Стали восстанавливать колхозы, было трудно: землю копали лопатами, восстанавливали все сами. Во всех работах прабабушка принимала непосредственное участие - она считалась взрослой.
В конце войны прабабушку отправили с несколькими жителями села в Германию, чтобы пригнать оттуда крупнорогатый скот. В Германию они ехали поездом, их сопровождали военные. День Победы прабабушка встречала в Германии. Домой шли пешком. Свой скарб, только что родившихся теляток, больных людей везли на конских повозках. Год был дождливым. Укрываться было нечем, спали под повозками. Было очень тяжело и трудно. Сами коров в дороге доили, принимали отёлы, поили телят. Оставшееся молоко выпивали или отдавали людям по дороге. Их много раз обстреливали (отбивали стадо).
На пути встречалось много рек. Мостов не было. Коров приходилось перегонять вплавь, а через реку Днепр было переправляться особенно тяжело. Все стада перевозить на пароме очень долго, а в воду коровы никак не заходили. И тогда из прабабушкиного стада только что отелившегося телёночка положили на паром. Мама телёночка бросилась за паромом, а за ней и все коровы. И так повторялось много раз. Корова после этого заболела, и её пришлось зарезать, но всё стадо было переправлено на другой берег. Были случаи: тонули и сопровождающие. Так прабабушкина подруга, когда загоняли коров в реку, оступилась (течение в реке было сильное с водоворотами), её засосало в воронку, и она утонула. Трое суток стояли возле реки, пока водолазы нашли её труп. Там же, на берегу реки, и захоронили тело. Три месяца гнали коров из Германии до границы нашей области. Прабабушкино стадо направили в Комаричи. За это она была награждена грамотой и званием труженица тыла.
После войны было очень трудно. Прабабушка стала работать в колхозе. Ещё где-то шла война. А у нас уже стали копать земли, сеять, строить дома. Труд был тяжелый. В колхозе землю копали лопатами, потому что тракторов тогда не было. Каждому давали норму: сколько надо вскопать земли. Пахали на коровах. Прабабушку награждали Юбилейными медалями. Она работала в бригаде: перебирала картошку, полола свёклу.
В 1946 году прабабушка вышла замуж за Бондаренкова Ивана Евдокимовича. Они прожили десять лет. Бабушка родила трёх детей: Валю, Лену и Сашу. В 1956 году прадед заболел и умер. Было трудно одной воспитывать трех детей, но прабабушка не падала духом и не отчаивалась. Она смогла воспитать своих детей хорошими и чуткими людьми. В 55 лет прабабушка заболела и ушла с работы. Ей дали медаль «Ветеран Великой Отечественной войны». Вот такой сложной и тяжёлой была жизнь. Два года назад нашей бабушки не стало, но она для всей нашей семьи является символом мужества и трудолюбия.
Чулов Илларион Иванович (1910-)
Место рождение: с. Невдольск Суземский район Брянской Области
Операции: Курская стратегическая оборонительная операция
Награды: Медаль "За отвагу"
https://www.polkrf.ru/poisk-veterana/
Коновалов Иларион Кононович из села Заулье 1908 г.р.
Родной брат Чуловой Софьи Коновны из села Невдольск (жены Чулова Терентия Фадеевича) пропал без вести в августе 1941 года. Данные о жизни его семьи (жены и детей) в послевоенное время не известны.
Чулова Софья Коновна (1910- 1998)
Софья Коновна (20.06.1910-1998) работала в войну в колхозе (готовила хлеб, который увозили на фонт).
Чулов Иосиф Михайлович (1915-1941). Убит под Москвой.
1915 г. рождения д. Невдольск Суземского р-на Орловской обл. Призван Краснополянским РВК Московской обл. Погиб в бою 21 ноября 1941 г. в д. Бирюлево. Похоронен в братской могиле в д.Мякишево Наро-Фоминского р-на.
Осн.: ФБУ ЦАМО РФ ф. 1494 оп. 2 д. 12 л. 88 № 6. мл. политрук 457 сп 222 чсд http://www.mosobl-memorial.ru/
Чуловы из села Невдольск - участники ВОВ
Чулов Александр Терентьевич (1949-). Изобретатель.
Уроженец Невдольска Суземского района Брянской области является автором следующих патентов:
Его внучка, Анастасия Федотова, побывала на Олимпиаде в Токио, где в составе сборной России по водному поло заняла 4 место.
На фиг. 1 показана вентиляционная заслонка, общий вид; на фиг. 2 разрез A-A на фиг. 1, на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 узел 1 на фиг. 1
Вентиляционная заслонка содержит корпус 1 и установленные в нем поворотные створки 2, снабженные эластичными уплотнителями 3, которые выполнены s виде пластин 4, прикрепленных шарнирно к торцам корпуса 1 при помощи подпружиненных осей 5, причем пластины 4 выполнены по фор ме поворотных створок 2, Кроме того, вентиляционная заслонка снабжена приводом б, осуществляющим поворот створок 2 через систему рычагов 7. Плотный прижим пластин к поворотным створкам осуществляется пружиной 8, навитой на ось 5.
Вентиляционная заслонка работает следующим.образом. Привод 6 при помощи системы рычагов 7 приводит в движение поворотные створки 2, которые поворачивают-. ся на заданный угол, отжимая при этом пластины 4, которые при враще.нии вокруг оси закручивают пружину 8, навитую на ось 5. При закрывании .эаслбнки поворотные створки 2 IlpH помощи привода б и системы рычагов 7 занимают вертикальное положение, пластины 4 под действием пружины 8 возвращаются в первоначальное положение и прижимают поворотные створки 2 друг к другу.
Наличие пластин 4, шарнирно закрепленных на корпусе 1, устраняет боковые зазоры между поворотными 974056 створками 2 и корпусом 1, пружина 8, навитая на ось 5, способствует плотному прижиму стыков поворотных створок при закрытой заслонке. устранение боковых зазоров и плотный прижим стыков поворотных створок способствует перекрыванию воэдуховодов с высокой степенью герметизации и тем самым расширяет область применения вентиляционных заслонок.
Формула изобретения. Вентиляционная заслонка, содержащая корпус и установленные в нем поворотные створки, снабженные эластичными уплотнителями, отличающаяся тем, что, с целью повышения герметичности, уплотнители выполнены в виде пластин, прикрепленных шарнирно к торцам корпуса при помощи подпружиненных осей, причем пластины выполнены по форме поворотных створок.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22)
Заявлено 18.05.81 (21) 3291241/29-06 с присоединением заявки 8 (23) Опубликовано 15.11.1982.
Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий ($3j УДК 697.92 (088.8) Дата опубликования описания 15.11.82
Б. И. Гуревич, И.A. Иванов, Р.Л. Рубинчик и А.T.Чулов (72) Авторы изобретения (7i ) Заявитель (54) ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ ЗАСЛОНКА
Библиотека: Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ,МПК F24F 13/08
Чулов Василий Михайлович (1956-) из Стародубского района. Школьный учитель.
Чулов В.М. родился в24.03.1956 в селе Мишковки, Стародубского района, Брянской области, в 1973 году окончил 10 классов Мишковской СОШ, с 1974 по 1976 гг., служба в СА, в 1976 году, поступил на работу в Мишковскую СОШ, учителем НВП., в этом же году поступил в Новозыбковский педагогический институт, на заочное отделение по специальности "Биология", 1981 году закончил обучение, с 1985 года по 2002 год. работал директором этой же школы, с 2002 г. по настоящее время работаю учителем Физ. воспитания и ОБЖ, этой же школы. Руководитель школьного Музея истории и народного быта.
Свадьба Чуловых 26 января 1920 года
Мало-помалу свыкаемся с жизнью в деревне и привыкаем хозяйничать. Но теперь с прислугой очень трудно ладить, и у меня происходят по временам сражения на всех фронтах. В теперешнее время нельзя жить с прислугой и без прислуги трудно с непривычки, да и придется забросить всякие свои занятия, а это не хочется, и так и теперь- то мало времени почитать, а тогда и совсем не будет, и волей-неволей приходится себя сдерживать и лишнего не говорить, а это подчас очень трудно. От мамы что это мы давно не получали писем, с самого последнего приезда няни, и от бабушки тоже, да я и сама никак не соберусь написать ей и тете, а нужно, уж я давно не писала.
День я провожу так: встаем мы полчаса девятого, я кормлю кур и выдаю Афимье мясо на суп, после чая убираюсь в комнате, потом готовлю на вечер, после обеда топлю печку и варю ужин; чай мы среди дня не пьем, и здесь остается время почитать, в 4 часа иду загонять и кормить кур, вообще ходить за птицей - это моя обязанность, а там уж и смеркнется и ничего нельзя делать, так как при коптилке и вязать даже трудно, тогда играю немного на мандолине, или мы все вспоминаем «минувшие дни», а после ужина у нас происходит общественное чтение, и здесь мы зажигаем пятилинейную лампочку, которая и горит до десяти часов, это предельный срок, а там ложись спать, вот и вся жизнь; редко когда бывает что особенного, как, например, недавно у нас на деревне у Чуловых была свадьба, и тут я первый раз посмотрела деревенскую свадьбу, в субботу у них девишник, приходят девицы от невесты с елкой к жениху, их здесь угощают и, пока они сидят за столом, каждую девку величают, потом танцуют, наконец, они сажают жениха в передний угол и его величают, за величанье плотят деньги, потом они с елкой и песнями отправляются к невесте, куда вечером приезжает и жених, у невесты их тоже угощают и величают, они танцуют, и тем дело и кончается. Утром невеста как просыпается, так начинает причитать и будить сперва отца, потом мать и подруг, которые у нее ночуют, потом идут приготовления к свадьбе.
Часа в 4 у жениха собирается поезд - ехать за невестой. Дуги обматывают полотенцем и украшают цветами, снаряжают вестового, ему надевают шапку, украшенную цветами и лентами, а через плечо повязывают полотенце, всех, собравшихся ехать за невестой, угощают, потом благословляют жениха, священник три раза обходит поезд и капит святой водой, потом дружка говорит: «граждане, благословите молодого князя ехать за невестой» - и поезд трогается, сзади бросают овес крест на крест. Что происходит у невесты, я не видала, но слыхала рассказы. Расстилают овечью шубу и после, как жених выкупит невесту, их становят на нее, и мать невесты благословляет.
После венчанья у них идет пир и танцы. На другое утро девушки приходят подымать молодых, затем молодая обвязывает всех полотенцами и входит в избу (ночуют молодые в холодной избе), а там девушки не дают им места, и после выкупа усаживаются все обедать. Это наз[ывается] «красный обед». Три дня празднуют у молодых, затем идут «отводы», то есть молодые ездюют [так в тексте. - В.С.] к тем, кто был у них на свадьбе. Очень интересно посмотреть на их обычаи и послушать величанье.
Ольга и Наталья Саводник, быт русской интеллигенции, воспитание подростков, Чернявская гимназия, Первая мировая война, революция 1917г.
«Чула» означает «душа в хакассском языке
С хакасского языка слово «чула» означает «душа, которая может покидать человека при жизни». Посредством знакомства с этим экзотизмом в популярном эпосе мы узнаем о том, что у человека есть душа-чула, которая может отделяться от его физического тела при жизни.

Хакасский героический эпос - алыптых нымах - можно назвать вершиной поэтического творчества Хакасского народа. Эпос традиционно исполняется горловым пением под аккомпанемент чатхана и перемежается простым повествованием. В центре сказания всегда находится героический образ богатыря или богатырши, которые защищают свою родную землю и народ от посягательств ханов-завоевателей и мифических чудовищ. Самые известные хакасские эпосы - Алтын арыг, Хан мирген, Ай Хуучин, Алтын чус, а всего их известно более тридцати. Объем сказания достигает 10000 строк, а время повествования до нескольких суток. Сказителя эпоса называют хайджи, каждое исполнение сказания связано с импровизацией, и во многом зависит от таланта сказителя.
Ээкзотизм «чула» приводится со сноской «душа, которая может покидать человека при жизни». Посредством знакомства с этим экзотизмом мы узнаем о том, что у человека есть душа-чула, которая может отделяться от его физического тела при жизни.
Алтын Арыг выдает во сне тайну своей души-чула и души своего коня, которые в виде двуглавой Золотой Кукушки находятся на Золотой скале хребта Ах-сын. Облик неизвестной женщины приняла Пора-Нинчи - враг главной героини, которая находит и убивает душу-чула Алтын Арыг. Алтын Арыг погибает, не успевая спасти чула и душу своего коня.
Абдина Р. П. Экзотизмы в хакасском героическом эпосе, Мир науки, культуры, образования, 2012
Чулов Фаддей *
У Фаддея * осталось два сына: старший, Терентий, прожил большую часть жизни в с.Невдольск (умер в Москве, похоронен в г.Зеленограде) и младший, Федор (жил в Москве, работал на заводе). Родной брат Фаддея, Чулов Михаил Тихонович, жил на Углу, справа перед озером, а потом уехал в г.Сумы.
Чулов Фаддей - отец двух сыновей - Терентия и Фёдора.
Чулов Иван
В Книге памяти Брянской области содержится 2 похожие записи. Это Чулов Иван Васильевич 1892 г.р и Чулов Иван Васильевич 1922 г.р., между которыми разница в 30 лет. Память об Иване из Невдольска бережно хранится в далекой Норвегии, на именном подарке, историю которого хотели бы раскрыть в далекой Скандинавии. Шведский внук своей бабушке, оказавшейся во время войны в Норвегии, знает, что молодой девушке красивый серебряный портсигар с надписью достался от военнопленного Ивана из России. Фотографию 2021 года он отправил всем Чуловым, которых смог найти через соц.сети.
Сама история портсигара началась в далёкие времена во Франции. Его название состоит из двух слов: «портэ» - носить и сигара. Первоначально красивая коробочка служила вместилищем для сигар, но зачтем в ней стали хранить и папиросы. Первые портсигары на Руси появились ещё в 1718 веках при царе Петре Первом. Это было редкостным подарком в то время! Всем известное творение Карла Фаберже: помимо знаменитых пасхальных яиц, про которые мы слышали и знаем, были сделаны тысячи элитных портсигар, украшенные драгоценными камнями и вензелями. Затем портсигар стал достаточно распространённой и просто необходимой вещью. А время популярности портсигара пришлось на начало середину XX века. Особенно ценился портсигар по время Первой мировой войны и Второй Отечественной. Окопная жизнь солдата в любую погоду нелегка, а портсигар всегда сохранял папиросы от поломок и промокания столь ценных на войне для многих папирос. Для многих он был вещью, напоминающей о родном доме, и нередко в нём хранили фотографии родных и любимой девушки. Многие мастерили портсигары вручную из фляжек, обломков военной техники, искореженного металла и приносили их через все сражения, через всю войну. Такие портсигары и остановились редкостью и ценным подарком, напоминающим о пережитом времени. А коллекционеры портсигар знают, что самым дорогим экземпляром является самодельный портсигар, сделанный во время Великой Отечественной Войны, имеющий свою историю.
А что мы знаем о Норвегии?
Холодная, далекая страна.. союзник Германии в войне против России... Поасть туда русский солдат мог, а вот выбраться - нет. Не судьба ему выпала подолгу смотреть ему на красоты фьордов, не пришлось любоваться суровыми дикими пейзажами, но только работать, много смен подряд, где-то на секретных шахтах немцев, месторождениях руды, в порту...
Каким же ты был, Иван Невдольский, крестьянский сын, 1920 года появления на свет? Попал 20-тилетним парнишкой на фронт - и в первые месяцы войны оказался в плену, откуда тебя освободили наши. Но после тебя снова угнали в плен, на этот раз в далекую страну Норвегию, из которой ты не вернулся домой, и след твоих шагов оборвался...
Его судьба не выходит из головы, мысли о нем кружатся в течение дня, отвлекают от текущих дел.. О чем он рассказывал сотоварищам, что смогли другие иностранцы запомнить такого важного о далекой брянской деревушке, и почему им так важно спустя 75 лет передать в нескольких слова весточку от уже ушедшего человека, а, значит, вернуть дух, помыслы на родную землю.. Даже не смотря на трудные условиях всеобщей изоляцию людей из-за нового вируса на этой планете...
Кто у него остался дома, оборвалась ли эта ветка семейного дерева, остались ли какие-то записи, что был такой парнишка?!.. Был такой Иван Васильевич. Да поменял .. страну пребывания. По принуждению врага.. И не один такой Иван. Иван Чулов. Из Суземского района... Как-то сумел он оставить после себя друзей, которые уже в наши дни протягивают руку, они ищут кому передать встречное пожатие. Зовут-кликают по интернету, с трудом выговаривая сложное для их речевых построениях языка фамилию Стсчуууу... ов... И... в.. ан. В чьих сердцах еще живет о нем память, какое значение имела его жизнь, его уход, его последний путь... из Невдольска в Норвегию...
В сильно пострадавших от войны регионах до сих пор не принято говорить о потерях, о тех, кто попал в плен, здесь вслух многие десятилетия принято говорить только о героях на общем фоне, из рядовых военных и мирных жителей, трудового фронта, оккупированных земель, укрывателях лесных партизан, работниках предприятий и тыла. Здесь открыто не знают, сколько людей было потеряно в Первую Мировую войну, в общих процентах или в цифрах, по объединенной статистике потерь по белым и красным, крестьянам бедным и зажиточным, хозяйственниками и кулаками. На сколько людей обеднел край?!...
С каким же трудом пробивается слабый росток из далекого края да прорастает весточка о земляке: мол, жил-жил, любил-любил, помнил-помнил, хотел вернуться к родным, к кромке Брянского леса да песчаным берегам реки Сев... Сверкнуть звездочкой на небе, мелькнуть тенью от хрупкого деревца.... или же настойчиво звякнуть серебряным портсигаром, той дорогой и, возможно, единственной личной вещью, подаренным другу на войне, в окружении врагов.. Как же хочется скорее сказать: с возвращением, парнишка! Молодым ты остался навсегда. В родных краях тянут песню и за тебя, звенят, прорывая тишину, звуки, скручивают в душе переживания, ходят по твоей знакомой округе.. пусть даже порывами шального ветра по пустым хатам... Ведь здесь когда-то было иначе, но хорошее запомнилось крепче прочего..
1 Чулов Иван Васильевич из села Невдонье (Невдольск) Суземского района Орловской области, 1921 г.р. Попал в плен 06.08.1941. Освобожден
Информация с сайта https://pamyat-naroda.ru/heroes/
2 Чулов Иван Васильевич 28.02.1923 г.р из села Невдол (Невдольск) Суземского района. Село на иностранном языке указано как Newdol
Также пленен 04.08.1941 и также освобожден https://pamyat-naroda.ru/heroes/m
В плену находился до 1942 года(?) https://pamyat-naroda.ru/heroes/
Воинское звание: красноармеец|рядовой. Дата пленения: 04.08.1941 Место пленения: Терновка. Лагерь: шталаг II B. Лагерный номер: 100701.
В силу допущений неточностей и разночтений, а также разных годов рождения у многих невдольчан по другим карточкам, это может быть один и тот же человек - разыскиваемый скандинавом и брянцами Чулов Иван Васильевич. (1и 2 карточка относится к одному человеку). Дата пленения отличается в 2 дня (04 и 06. 08.1941). Во второй карточке сведений больше, т.е. представлен зарубежный документ
3 Чулов Иван Васильевич из Суземского района 1892 года рождения. Пропал без вести 29.09.1941
Место призыва: Суземский РВК, Брянская обл., Суземский р-н, 01.08.1941
Дата выбытия _.11.1943. https://pamyat-naroda.ru/heroes/.
4 Интересно отметить, что его полный тезка Чулов Иван Васильевич, но другого года рождения (1912) (обратные цифры 12, не 21 в годе рождения) и другого места призыва также попал в плен и также был освобожден. Есть какая-то общая судьба у людей с тем же именем и фамилией. https://pamyat-naroda.ru/heroes/
5 При этом Чулов Иван Васильевич 1912 года рождения (место призыва - Москва, место рождения не указано) прошел всю войну и был демобилизован в 1945 году в Москве https://pamyat-naroda.ru/heroes/
4 и 5 запись могут содержать сведения об одном и том же человеке
6 Чулов Иван Федорович (другое отчество, не И.В.) 1903 г.р погиб спустя 2 недели после призыва, в самом начале войны. Его правнуки не знают каких-либо подробностей, но находятся на онлайн связи и включаются в местный поиск информации об Чулове Иване, являющимся всем Чуловым дальним родственником, т.к. все Чуловы произошли от одной линии - Кузьмы Васильевича из рейтар.
Дата и место призыва: Суземский РВК, Орловская обл., Суземский р-н. Воинское звание: рядовой. Военно-пересыльный пункт: 60 зсп
Прибыл в часть: 19.08.1941. Выбытие из воинской части: Между 29.08.1941 и 31.08.1941. https://pamyat-naroda.ru/heroes/
Других Иванов Чуловых нет, не из каких других уголков России.
Поиск по всем Чуловым тут:
https://pamyat-naroda.ru/heroes/
Для изменения ФИО необходимо внести новые данные в поиск, чтобы получить новый результат из базы данных
Сердечно благодарим всех, кто пытается помочь, восстановить взаимосвязи бойца, защитника родины Ивана Чулова из Невдольска Орловской области. Очень хочется связать протянувшиеся сквозь время ниточки вместе и найти пропавшего много лет назад человека. Дело доброе, жизнеутверждающее и объединяющие многих людей. Верим, что все у нас получится!
Возвращаясь к подборке Иванов по "норвежскому" следу, видим в списке самого возрастного Ивана Васильевича Чулова 1892 года рождения https://pamyat-naroda.ru/heroes/ который мог быть отцом Ильи Чулова 1926 года рождения.
По-уличному семья Ильи Чулова именовалась Дарьиными (по матери - Дарье). Илья и Дарья Чуловы всю жизнь прожили в Невдольске. Илья умер в 1990 году, Дарья в 2015 году. Дочка Елена Чулова уехала в Москву в 1974 году, поддерживает связь в интернете с другими людьми. Вот эту семейную историю деда Ивана и прадеда ищут юное поколение москвичей с невдольскими корнями, но на связь с ними пожилая родственница, возможно, переехавшая в Суземку или другой населенный пункт пока не вышла (или ей не смогли передать запрос из Москвы от родственников)
Кстати, в цифровом списке Иванов Чуловых есть 15тилетний мальчишка 1926 г.р, возможно сбежавший на фронт, уроженец Ростовской области, служивший в запасном(?) полку до 1944 года
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_vpp..
Возвращаемся к Ивану Чулову 1982 г.р. Вероятно (пока эта версия базовая, не опровергнута, не заменена на другого Ивана Чулова из Невдольска). Действовать здесь мы можем только путем исключения, отбрасывая опровергнутые версии и выдвигая новые. Ибо информации по двум-трем строкам в цифровых таблицах отчетов слишком упрощена.
У Ивана Чулова (отца невдольских Дарьиных (но Чуловых официально) было четверо детей:
Мария Чулова 1922 г.р, была медсестрой, погибла в конце войны в мае 1945
Илья Чулов 1926 г.р
Михаил Чулов 1928 г. р
Татьяна Чулова 1938 г. ныне здравствует!
Очень хочется получить весточку о Татьяне, передать ее в многолюдную Москву, от тети к племяннице Елене Чуловой.
У Ильи Чулова было также четверо детей:
Михаил Чулов 1949 г. р. Умер в 1999 (?) в Невдольске
Федор Чулов 1952 г.р -крестник Софьи Коновны Чуловой, которая на праздники всегда угощала блинами. Федор проживает в Москве
Иван Чулов 1954 г. проживает в Подмосковье
Елена Чулова 1957 г. р. , проживает в Подмосковье
Летом наведываются в село Невдольск, в родительский дом.
Поиск и восстановление утраченных, разорванных взаимосвязей среди дальних родственников и однофамильцев, крайне затруднительное мероприятие! Приходится гадать по двум-трем строчкам, строить версии, проверять их, менять, потому что бросать обрывочные сведения не хочется, пока не удастся перевязать их вместе, запустить сигнал от начальной точки до конечной, от молодых подростков до их прадедов, рожденных до революции 1917 года.
Связать между собой промежуточные сведения практически невозможно по документам. Их нет. Сгорели все. Обнулислось.
Орловский Невдольск сам по себе после перехода в страну СССР не сохранил каких-либо сведений.
В ВОвойну округу дотла выжгли фашисты с мадьярами. Так Невдольск словно бы сразу шагнул из 1917 года в 1937 год, когда шло разрушение церквей и изъятие церковных ценностей, погрузился в оккупацию 1941-43 года, выгрыз себя из окружения посредством активных действий партизан и наступательной операции наших войск, несколько раз проявил себя хорошими социалистическими показателями в советское время и сразу оказался в 1990х, развала страны, когда жизнь закрутилась ускоренно на 3 десятка лет, по прошествию которых пришли внуки из цифрового поколения, нажали на кнопку "найти", но ничего не обнаружили, чтобы нажать на следующую кнопку "сохранить".
Но сложность не только в огромном белом пятне истории этой местности, которую пытаемся реконструировать по общим сведениям того, как жила страна в целом, какие был распоряжение из области и центра, возможно, кто упоминался в вышестоящих организациях, но в типовом "партизанском" поведении каждого жителя или потомка этих окраин. Это выражается в том, что расспрашивают встречного, ничего не говоря не себе. Максимально выдергивают какие-то данные, не сообщая, какую пустоту они заполняют и исчезают со связи.
Так, один из следов по ниточке Бизякиных из Карелии (Кандалакши) снова тянется в Невдольск и опять упирается в Чуловых. А другие виртуальные пользователями с разными фамилиями разыскивают Дмитрия Чулова не из современности, а дядю Митя Чулова, рожденного до революции 1917 года, и Марию Чулову из Невдольска околовоенных лет.
Если смотреть на картину нескольких поколений насквозь, то возникает вопрос, почему в разных поколениях люди с одной фамилией Чулов совершенно в разных областях страны называют своих детей одинаково? Почему Марии, Дмитрии, Елены, Иваны, Михаилы да Тихоны есть в каждом поколении? И как в них не запутаться, не зная точных взаимосвязей, опираясь только фио, дату и место рождения (не зная место основного проживания).
В основном Чуловы разъехались из Брянской области, в которой встречаются наиболее кучно, в Московскую (и смежную с ней Тверскую), а также Новгородскую и Карельскую. Будто бы ими было опредлено три основных геолокации внутри России да еще несколько за рубежом, включая Штаты, где превратились в Chulov да Tcshulow, сменив язык общения с русского на английский. Несколько человек оказались в странах бывшего соцлагеря, иногда проявляясь активно в журналисткой или писательской деятельности (Мартин Чулов - тв.журналист в США и писательница Мария Чулова в Болгарии), в общем, все те же Дмитрии и Марии (или Мити да Мани). Как и российские Чуловы, среди которых также много журналистов, учителей русского и литературы да собирателей наследия (песен, традиций), - тех, кто активно работает как со словом, так и с населением. Вспомним, журналиста Дмитрия Чулова с канала НТВ, который несколько десятителей подряд вел туристическую передачу "Их нравы" или Марию Чулову, автора книги "Хороший гусь Гаша" и блога "Невдольск 1595".
Рассказать о других однофамильцах, основываясь на результатах поиска в интернете, невозможно, ибо они продолжают шифроваться, начиная от сокращения своей фамилии до начальной буквы, заканчивая закрытыми профилями и отсутствия контактов.
Чтобы узнать глубже историю своих родных, предварительно приходится подробно изучить историю страны в целом в разрезе по данной местности. Это москвичам хорошо - они никуда по документам не переезжали. А вот Невдольск постоянно переригистрировался. И если запрос по родителям относится к Брянской области, то запрос по дедам к Орловской, по прадедам в Белгородскую (с центром в Смоленске, местном архиве), а краткие строки по прапрадедам оказываются и вовсе запертыми в соседней незалежной, в Киеве, т.к. Невдольская округа с другми брянцами некоторое время подчинялась знаменитому Киево-Печерскому монастырю, где не только покояться останки известного богатыря Ильи Муромца, но и тлеют записи метрик из подчиненных церквей Севского уезда..
А пока проходишь погружение, учишься ориентироваться в вале общей информации, находить нужные местные обрывки сведений и соединять их между собой, выстраивая логическую связку, внезапно застреваешь на каком-нибудь личном открытии и сворачиваешь в сторону, чтобы отвлечься, узнать подробнее...
Как это мушкетеры были в России? Официальный мушкетерский полк в Севске? И часть их проделок приписана мушкетерам французским в книга Дюма-отца про трех мушкетеров, когда писатель-француз жил да писал в Киеве, проезжая нашу местность в путешествии в Москву и обратно, к русскоговорящей жене?
А монашки из Севска, бывшие жены высокопоставленных военных, успешно отбивались от атак бывалых вояк на постое...
Эх, да заиграла красками Невдольская округа... Заорали петухи. Зацокали копытами кони.... Где еще такой фейверк цветов да звуков? В той же Москве все утонет за шумом транспорта...а тут... Лязг рапир мушкетеров, ругань мужика в поле, журчание воды Сев, разлитое половодье по лугам, топь чернозема соседних деревень после дождя...
Да как же ее описать? Отбросив нынешние мерки.. Забыв про асфальт, рассказать не про дорогу, а лишь направление от Суземки в сторону Трубчевска, куда с трудом можно было проехать даже в конце 20го века, в 1980х, но откуда по лесам да топям пробрались на свою погибль брат Всеволод с певцом Бояном из Трубчевска для безуспешной кампании Игоря из "Слова о полку Игореве"..
Шел Баян по добрунскому шляху, да считал Иванов... в Невдольске... Посчитал, сбился да напился.. Перешел с подсчета на стихи... Да и хорошо вышло. Цветисто. Все читают. Изучают. Но мы-то знаем, что часть этих строк писалась на наших тропках, по пути к Дону, где аки шелом.....
Кстати, в былинные времена название села Неудальск (Невдольск) означало то, что местные жители умели изменять свою судьбу (долю), заговаривать неудачи и отводить беды в сторону. За этими навыками да разговорами-заговорами к ним съезжались со всех окрестностей. Да не зарастет и поныне последняя тропа к домам села!
Впрочем, в прежние времена здесь был свой мир взамен виртуального: каждое дерево, тропа или яма имела свое наименование и детализацию. Скажи своим, что надо дойти до гаврилова оврага, повернуть у дзына, он дойдет, а услышит чужак - заплутает! Впрочем, чужих нигде не жалуют. А своих еще дополнительно проверяют! Жизнь на стыке границ стран и природных зон (лесной полосы со степью Дикого поля) отзывается и в привычках потомков, встроена автоматически, удалению не подлежит.
Пишите, стоит ли собирать продолжения в подобные очерки? обрабатывать позднее под настроение, с картинками? Интересно ли вам? Понятно изложено? Или мудрено да сбивчиво?
Ну, что? Время подводить итоги поиска Ивана Чулова спустя полгода. Картина не утешительна. В Норвегии знали об Иване из Невдольске, документ зарубежный сохранился. В Суземском районе Брянской области - нет. В Швеции помнят. В России найти родственников или знакомых не могут. Был бы героем - дело другое, а так.. 20тилетний мальчишка на принудительных работах в чужой стране... и вещица, сохранившаяся в чьих-то заботливых руках сквозь 3 поколения.... Был бы официальный запрос куда-то, получили бы на выходе бумагу с печатью и подписями. Да только как может швед отправить запрос, да и куда? В исторический архив? Не являясь родственником.. В тв.поиск "ищу тебя"? Да он не столько ищет, сколько помнит.. Помнит того Ивана, которого дома забыли... Так случилось... с налетом грусти... Молчание прошлого родной земли.