Село НЕвдольск стоит на левом берегу реки Сев. НЕвдольск - село Суземского района Брянской (прежде Орловской) области, в 15 км к востоку от Суземки, на левом берегу реки Сев известно с 16 века. Невдольск - экономическое село, где в 18 веке проживало от 631 до 742 жителей. Изделия домашнего производства сбывались в городах Севске и Трубчевске. Источником дохода могла выступить водяная мукомольная мельница о 3-х поставах, при которой находилась суковальня, принадлежавшая севскому девичьему монастырю.
Невдольск имеет под собой не менее чем двух тысячелетнюю историю. По причине пожаров, затоплений от реки поселение могло передвигаться, смещаться на некоторое расстояние, но в течение всего времени история его не прерывалась. Однако уже в мирные годы, в наш просвещенный век наступило самое критическое время для выживания для Невдольска и тысячи подобных сел и деревень на российской земле! Как их сохранить?
На древнее происхождение топонима указывает и его наименование – Неудаль, Неудоль – языческое имя, оберег, ограждавшее жителей от несчастий. д.Неведоловки. НЕвдольское, НЕвдольск, Не-в-долу - так называлось село на картах прошлых веков, причем этот топоним не связан с чьей-то долей, отрицательной и неприглядной. Он всего лишь пояснял, что люди жили не в долу, т.е. не на самой реке, а рядом и скрытно. Наши предки нередко обустраивались на житие-бытие недалеко от болот или же на островках. Порой они выстраивали дома на высоких сваях, если вода в округе часто разливалась или заболачивалась в низинах.
А вот деревня Неведоловки от ушедших на войну жителей села Невдольск разлетелась по военным документам и отчетам по всей стране.. Так в России появились виртуальные вариации - Невдальский, НеудАль, НеудалЕск, НедОльск, УдАль,НевдАльск... И даже Неведоловки все того же Суземского района Орловской области.
В чем отличие между селом и деревней?
Село - это большое количество домов, "производство" при них и церковь.
Историческое понятие "поселение" - это место для высылки неугодных людей.
В Невдольске к началу 20 века действовали 22 маслобойни и сукновальное предприятие.
Повсеместно хорошо росла конопля и были широко представлены гуты и буды.
Часто людям кажется, что это одно и то же, да только говорят о сельской местности, а не деревенской. А потом они узнают, что деревней может считаться и 3 избы, в которой живут деревенские жители. А вот село - это большое количество домов, а еще "производство" при них.
В селе Невдольске Брянской области прежде был свой колхоз и свиноферма, 2 колхозных стада, своя молочня, свой магазин, почта, а позднее даже свой асфальтовый заводик.. А вот теперь Невдольск назван… поселением…, будто бы неугодных людей выселяют сюда из городов, и эти люди провинились в чем-то.. Ведь раньше были поселения военных, поселения ссыльных и подобные временные поселения. А вот села были разными – лесными, речными, большими... Ближайшими к Невдольску сёлами в начале XX в. указывались Добрунь, Заулье, Кукушкино и Негино. Последнее относилось к Трубчевскому уезду.
Исторически селом называли поселение с церковью, а деревней соответственно называли поселение, где церкви не было. В Суземском и Севском районах Брянской области на юге России широко были представлены гуты и буды, промысловые поселения, которые возникали на рубеже 17-18 веков, но уже к 19 веку получившие либо статус села, либо статус деревни, в зависимости от того, могли местные жители построить храм или нет.
В 19 веке действительно появился термин "военные поселения", а также существовали также поселения колонистов, поселения ссыльных и т.д. Объединяло их всех то, чтоданные населенные пункты создавались по инициативе власти, а не естественным путем. В настоящее время 2020 года понятия городские и сельские поселения уже уверенно вошли в управленческий лексикон.
По количеству маслобоен Севский уезд был на первом месте в Орловской губернии, на втором – Трубчевский, на третьем – Брянский. В Невдольске к началу 20 века действовали 22 маслобойни и сукновальное предприятие. О маслобойном заводе в Негино с 8-ю рабочими упомянул В.И.Ленин в сносках своей программной работы «Развитие капитализма в России».
В Невдольске к началу 20 века действовали 22 маслобойни и сукновальное предприятие.
В Селечне – 18 маслобоен и кирпичный завод
В Алешковичах работало более 20 ветряных мельниц
В Добруни – винокуренный завод.
На юге России 18в. были широко представлены гуты и буды - промысловые поселения. На суземских полях хорошо росла конопля, её выращивали повсеместно. Одно из первых упоминаний о конопле в Севском крае – свидетельство Павла Алеппского, который в 1654 году отмечал по пути, что здесь выращивают коноплю и на волокно, и на масло..
Хронология села Невдольск
1500 год - переход села Невдольск из княжества Литовского в государство Московское.
1941. День оккупации села Невдольск - 2 октября 1941 год (на день позже г.Севск). .В селе Невдольск фашисты расстреляли сотни человек, угнали молодежь на работы в Германию и Скандинавию, сожгли 397 домов и все колхозные постройки.
1943. 2 марта 1943 года - день освобождения села Невдольск танкистами во время самых кровопролитных боев в районе. Кровопролитные сражения обозначены как "Мартовский фронт", "Севский рейд" или Севско-Дмитровская операция (в рамках образования Курского выступа). 4 сентября 1943года в 22.00 силами 48 армии было отмечено окончательное освобождение села Невдольск (на день раньше поселка Суземка), что подтверждено секретными картами из Министерства Обороны СССР.
События возле села Невдольск во время ВОВ 1941-45 упоминаются в книгах известных авторов:
Михаил Наумов "Хинельские походы"
Бойков "Перехожу на поражение", 1988, Воениздат
Емлютин "600 дней и ночей в тылу противника",1976
Василий Росляков "Последняя война", 1978, Москва
Бирюзов Сергей "Когда гремели пушки", 1962
Михаил Ковалев "Лесной фронт", 1983, Москва
Терентий Клетский "Партизанские были", 1965
Вольф "Приказано выжить"
Иван Вишняков Иван "На крутых виражах"
Анатолий Кузнецов "Без права называть себя", 1977, Тула, Приокское книжное издательство
А..С.Елкин "Ненависть к предателям" (Судьба книг рукописей), 1976, издательство "Просвещение№, Москва
Сергей Кондратенко "Мартовский фронт", "Разгром Брянского фронта", 2019, из-во "Яуза"
Николаевская церковь в селе Невдольск существовала до Смуты (1605 года). Она упоминается в документах с 1628 года. Последнее здание храма было сооружено в 1806 (каменное, упоминается до 1930-х годов, не сохранилось). Храм во имя Николая Чудотворца был закрыт в 1930-е годы в связи с 10-ти кратным повышением налога на ее содержание, после чего здание разобрано на кирпичи, а на ее месте была построена школа.
В 1849 г. в Невдольске открылось приходское училище, а с 1884 г. в селе упоминается земская школа, в которой учительствовал местный уроженец Пётр Красин. В начале XX в. в сторожке на территории Никольского храма работала школа грамоты. В 1919 году граждане села Невдольска обеспечили учителей хлебным пайком на целый год. В советское время начальная школа была в каждом населенном пункте, а средняя - только в Невдольске. Решением губернатора области в 2014 году, спустя 165 лет своего существования, школу в Невдольске было решено закрыть, а местных детей для обучения на школьном автобусе возить в соседнее село Негино.
Один из пяти параллельных классов в селе Невдольск в 1960-е годы, среди выпускников которого два медалиста, двоюродные братья - Александр Т. Чулов и Иван Як. Чулов (стоят слева третий и пятый - соответственно).
История создания Невдольской сельской библиотеки началась в 30-е годы прошлого столетия.В 1931-1933 годах в селе было два колхоза, две конторы и два клуба. Изба - читальня находилась в здании клуба колхоза «Красный партизан». Вся коллекция книг сгорела во время Великой Отечественной Войны 1941-45 гг, когда всё село было сожжено фашистами, в том числе и клуб с избой - читальней.После освобождения села от немцев, сельсовет вместе с избой-читальней обосновался в землянке. До 1950х в ее активе находилось 70 книг и гармонь. И только в 1956 году под библиотеку была выкуплена небольшая хатка на краю села, а в 1967 году избу – читальню и клуб перевели в новый Дом культуры, где она стала называться библиотекой. В 2007 году библиотеки трех сел- Невдольская, Негинская и Семеновская - были объединены.
Книга о чудесных обитателях брянских сел вышла в Москве
В Москве вышла книга о природе и птицах, название которой и часть рассказов посвящена брянским обитателям из Невдольска Суземской района и Заулья Севского района. Самыми первыми читателями стал фольклорный коллектив из Суземки «Околица». Экземпляры книги «Хороший гусь Гаша» разъехались во многие города России.
Гаша − любимец стаи. Малыш быстро уяснил, что гуси − самые понятливые из птиц, хотя и домашние. Умны, сообразительны, привязаны к хозяевам, но в то же время достаточно независимы, самостоятельны. Яркая черта гусиного характера − смелость. К выводку не отважится подойти ни хищник, ни посторонний человек. Шутки с ними плохи. А главная сила в том, что птицы держатся вместе. В стае любят порядок, рассказала автор - Мария Чулова. После издания книги она сосредоточилась на поиске материалов и заметках о селе Невдольск и его окрестностях.
Невдольск как центр поселения
С 2020-х годов село Невдольск - это центр Невдольского сельского поселения (включает села Добрунь, Кукушкино, Негино и Семёновск; деревню Подгородняя Слободка и поселок Калиновский). Cело Невдольск впервые упоминается в 1595 как "село что было починок", в составе Пьяновской волости Брянского уезда; в 17 веке отнесено к Прикладенской волости; с 18 веке в Севском уезде (Чемлыжский стан). С 1861 в составе Павловской волости Севского уезда (крупнейшее село волости); с 1880-х годов в Алешковской волости; с 1924 в Суземской волости, Суземском районе (с 1929). Максимальное число жителей 3170 человек (1926). В 18 веке здесь проживало от 631 до 742 жителей. Непродолжительное время село Невдольск считалось владением Свенского монастыря в г.Брянске. Село Невдольск помещикам никогда не принадлежало, крепостное право здесь отсутствовало. К концу 19 века в селе Невдольск работала суконная фабрика и свыше 20 частных маслобоек. В середине 20 века - колхозы "Новая жизнь", "Красный партизан". Отделение связи упоминается с начала 20 века.
Уникальность земель - в её собственниках
По исследованию Валерия Ковеля, на территории современной Брянской области помещиков было много. Уникальность местных земель состоял в том, что здесь было много дворцовых (позже удельных) и казенных (государственных) поселений. Графам Шереметевым принадлежали Смелиж, Чухраи, Красная Слобода, половина деревни Чернь (Березовка). Князьям Голицыным - Кокоревка и Теребушка. Киевской удельной конторе (т.е. деньги шли на счет членов императорской семьи) - Суземка, Негино, Горожанка, Денисовка, Герасимовка, Улица, половина Черни. Однако в Негино также проживали государственные крестьяне, принадлежавшие Министерству гос.имуществ. Не только соседние села могли иметь разных владельцев, но и даже одно село могло быть разделено на части между собственниками. Кстати, если жители Суземки были удельными крестьянами, то хутор Никольский (ныне часть поселка) принадлежал севскому помещику Подлиневу, и даже после революции жителей хутора еще называли барскими людьми.
1941. День оккупации села Невдольск - 2 октября 1941 год (на день позже г.Севск). В селе Невдольск фашисты расстреляли сотни человек, угнали молодежь на работы в Германию и Скандинавию, сожгли 397 домов и все колхозные постройки.
1943. 2 марта 1943 года- день освобождения села Невдольск танкистами во время самых кровопролитных боев в районе. Кровопролитные сражения обозначены как "Мартовский фронт", "Севский рейд" или Севско-Дмитровская операция (в рамках образования Курского выступа). 4 сентября 1943года в 22.00 силами 48 армии было отмечено окончательное освобождение села Невдольск (на день раньше поселка Суземка), что подтверждено секретными картами из Министерства Обороны СССР.
Историческое описание Церквей и приходов Севского уезда, 1903 год.
Местность, занимаемая селом Невдольск, находится на юго-запад от губернского города Орла и на северо-запад от уездного города Севска. От Севска до Невдольска, по Трубчевскому тракту, 22 версты; следовательно, от Невдольска до Орла, через уездный город Севск, 172 версты. Этот старинный путь в свое время был самым главным и безошибочным, но с проведением железнодорожной линии Москва- Брянск-Киев,- почти забыт.
От Невдольска и других ближайших к нему сел большая часть в губернский город Орел идет по железной дороге через станцию Комаричи на Брянск; станция Комаричи от Невдольска в 35 верстах. От станции Навли до Невдольска по железной дороги 10-12 вёрст.
Село Невдольск расположено по левому берегу реки Сев; первоначально оно было почти у самого берега, но потом река нашла себе другую дорогу, отчего верхняя часть села (до мельницы) осталась у затона, образовавшегося на месте старого русла. Оно было окружено, без преувеличения можно сказать, непроходимыми лесами. Почва преобладает песчаная, изредка встречается мелкий до 2 вершков чернозём. По причине плохого качества земли, прихожане села Невдольск занимаются всяким промыслом: ходят на заработки, живут по соседним экономиям, торгуют лесным материалом, гонят деготь, выпаливают уголь, дерут лозу и лыко по казенным лесным дачам, торгуют сеном, выделывают овчины.
Кто посостоятельнее, те занимаются извозом: в Курск, например, везут лозу, доску, варь, уголь, яйца, масло конопляное, а оттуда везут хлеб, овес, сало, муку пшеничную, керосин, железо, подсолнух. С этими товарами они разъезжали по трем или четырем губерниям Не малым подспорьем для некоторых служит рыболовство с пчеловодством. Только в последнее время всем сделанным промыслам приходит конец по случаю близости железной дороги, которая все всюду доставляет скорее наших прихожан и дешевле.
Ближайшим к Невдольску селам считаются: Добрунь в южном направлении; в четырех верстах зимою и летом, весною шесть. На восток от Невдольска село Кокушкино, в пяти верстах летом, а зимою дорога идет льдом по заливу реки Севи и через это сокращается на половину. На северо-запад село Негино (Трубчевского уезда) в двух или трех верстах; дорога в это село кроме проселочной идет по Трубчевскому тракту на деревню Устарь, Невдольского прихода, от которой Негино отделяется только рекою Тарою.
99
НЕвдольск прежде Орловской области находится, в 15 км к востоку от поселка и ж/д станции Суземки, на левом берегу реки Сев.
Невдольск, что лежит "не вдоль реки Сев", - старинное русское село, чья история уходит далеко за пределы 16 века, когда оно впервые появилось в русских летописях. Сюда, на Северщину, мигрировали многие из других районов Руси той поры, после того, как эта местность из управления Великого княжества Литовского отошла к Государству Московскому. Поселенцы облюбовали это место в глухих лесах, возле которых течет река Сев, где имелись запасы сена для скота, рыбная ловля, бобровые промыслы. Дворы крестьянские платили пошлины за землю, и двор — один рубль и два алтына, а находящиеся в лесу — пошлину да два алтына.
К концу 16 века село Невдольск приписано к вотчине Брянского Свенского монастыря. Крестьяне села по вызову властей монастыря по несколько лет работали на стройках этого монастыря с своими лошадьми и телегами. Власти этого монастыря осуществляют сбор налога в виде ржи, меда, воска, муки и другого продовольствия. Мельница, имеющаяся на реке Сев. отдавалась монастырем в арендное пользование, за что крестьяне, арендовавшие ее, платили либо деньгами, либо мукой.
В начале 17 века село Невдольск было еще мало-дворным, здесь насчитывалось не более 15 дворов крестьян-земледельцев. В летние дни заготавливали сено, дрова, мед. Крестьянам запрещалось производство вина, несмотря на обилие хмеля, имеющегося по берегам, реки Сев.
Крестьяне села Невдольск были зависимы от Брянского Свенского монастыря до 70-х годов 18 века, когда по Указу свыше и эта вотчина стала входить и платить налоги в коллегию экономики. Крестьяне села стали называться экономическими. Они получили по полторы-две десятины земли и были зависимы от государственной власти. В 1859 году по переписи в Невдольске насчитывалось 143 семьи с 694 мужчинами и 668 женщинами.
Невдольск - экономическое село, где в 18 веке проживало от 631 до 742 жителей. Традиционным занятием крестьян Невдольска во второй половине 18 века было хлебопашество, хотя земля без удобрения не способна была давать большие урожаи. Другая часть крестьян занималась извозом, а также имела другие источники заработка. Изделия домашнего производства сбывались в городах Севске и Трубчевске. Источником дохода могла выступить водяная мукомольная мельница о 3-х поставах, при которой находилась суковальня, принадлежавшая севскому девичьему монастырю.
Пограничными эти земли были до середины 17 века. В связи с присоединением левобережной Украины этот статус был утрачен на несколько столетий. Село Невдольск помещикам никогда не принадлежало (крепостное право здесь отсутствовало!) До секуляризации церковных земель в XVIII в. Невдодльск было владением Свенского монастыря, затем стало казенным, т.е. государственным.В летописях говорится, что к 1595 году село уже было (упоминается как починок). Массовое появление починков (так назывались мелкие временные поселения в 2-3 избы, стоящие рядом) характерно для второй половины 15 века, когда население стало расти, и свободные площади постепенно заселялись. Очевидно, что село Невдольск появилось раньше конца 16 века, когда впервые было упомянуто, и, действительно, является одним из старейших сел современного Суземского района. Кстати, в "Слове о полку Игореве" упоминается только трубчевский князь Всеволод Святославич, а даже сам Трубчевск не называется, как и Севск и другие местные топонимы. Конечно, краеведы предположили, что если князь в походе участвовал, то явно не один, а со своими людьми, а значит, этот край связан с событиями 12 века, но документального подтверждения в русских летописях не имеет. Интересен тот факт, что Невдольск какое-то время действительно подчинялся напрямую Москве. Хотя от столицы до брянского села - более 400 км, но весь урожай какое-то время шел напрямую шло в Кремль. С другой стороны, контроль над пограничными селами означал контроль территории в управлении царей, местностью на границе страны должна была владеть московская правящая "партия". С соседними селами было несколько иначе: Заулье, например, всегда считалось более литовским, чем Невдольск - и по местному диалекту и по привычкам долгое время сохраняло значительные отличия от жителей Невдольска.
Хронология села Невдольск
1500
Переход села Невдольск из Пьяновской в Прикладенскую волость Брянского уезда. Из княжества Литовского в государство Московское.
После 1500 г. Брянский повет выходит из состава Великого княжества Литовского. Северские земли после русско-литовской войны 1500-1503 гг. присоединяются к Московскому государству. Русско-литовский договор 1503 г. и духовная грамота великого московского князя Ивана III1504 г содержат перечень всех волостей, которые XVI вошли в состав Брянского уезда. С 1608 года по польско-русской договоренности о передаче Северских земель Великого княжества Литовского в Московское государство, Невдальск и Селечня конце XVI века переходят из состава Пьяновской волости в Прикладненскую волость, граничившую с Комарицкой волостью, но тяготевшей более к г.Севску, чем Брянску.
1595
О межевании вотчины земель Свенского монастыря в Пьяновской волости меж Комаричами и Рыльком Трубецкого рубежа
В селе, что было починок Неудалескъ на реке Севи, стоит деревянная церковь Николая Чудотворца.
Свечи, книги, ризы, образа и колокола и само церковное строение - монастырские.
В церковных дворах проживали: поп Роман, понамарь, проскурница.
В монастырком дворе проживал служень Иван Малахов.
Крестьяне прихода:
Бедняк(?) Иванов
Пароенко(?) Остафьев, Васька Остафьев да его зать Иван Прихожей
Сафронко Иванов да сын его Филипко
Огафонко Прихожей
Титко Прихожей
Исачко Остафьев
Гишка Кирев
Тишка Поздняков
Данилко Максимов
Ефимко Офанасов да сын его Митка
Якушко Ортемьев да Олешка Ортемов
Иванко Титов да сын его Иванко
Федка Ивано
Онорейко Васильев да сын его Филка (будущие - Чуловы!)
Санюк Федоров
Романко Иванов да сын его Иванко
Лунко Ортемов
Савка Федоров
Офонко Пахомов
Якуш Лукин
Федка Марков
Прихожие - это вновь прибывшие, переселенцы из других(!) волостей. В примечании указано, что сам факт указания таких жителей как Огафонко и Титко Прихожей в актах весьма любопытен подачей сведений о прихожих людях и селящихся вновь. Это обозначает, что переселенческая эпопея известна не только нашему веку, но и 16-му - меняются только те местности, куда люди выселяются. В 16 веке - в Брянск, в 19 - на реку Амур и даже в "Белую Арапию" (арабские страны, напр, Сирия). Попытки правительства задержать это стихийное движение, обусловленное социально-политическими и экономическими причинами, не устраняя этих причин, безусловно, что и в 16 веке, и в 19 веке равно безуспешны.
Без пашни:
Лазорко Иванов
Ивашко Шегутай
Гришка Медвейдник
Иванко Заец
Ромашко Прихожей
Земель под пашни - 60 чертвертей в поле. Церквовных пашен -15.
Сена монастырского и крестьянского около полей и по лугу по убежу села Олешковичи и по рубеж дворцового села Добруни. Государевы дубровы и боры за бортными ухоженями в длину на 3 версты, а поперек - на 2 версты.
1603
Запись крестьян села Невдольск об стертых межевых знаках на границах монастырской и государственной земли
В 1603 г. крестьяне «государевы царевы и великого князя Бориса Федоровича всея Руси Комарицкие волости села Добруни» написали полюбовную запись с игуменом Свенского монастыря Исаей и соборными старцами, «и с слугами товож Свенского монастыря и со крестьяны их монастырские вотчины села Неудолска и деревень монастырских Павлович и Екимчи и села Доманова». Суть дела состояла в том, что с течением времени исчезли межевые знаки на границе владений монастырских и государевых крестьян. Межевыми знаками были ямы, которые засыпались землей, грани– косые кресты, вырубленные на деревьях. Это приводило к конфликтам между крестьянами из-за бортных деревьеви других угодий. Рубежэтих владений шел по реке Торе, речке Рудач, ржавцу (заболоченному ручью) Вышнему Оставку, Нижнему Оставку, до реки Сев, а дальше – рекою Сев до устья речки Хохловки и по течению этой речки до ржавца Отракино, на 5 верст по дуброве деревни Павловичи, дальше по Екимскому логу, по реке Уле до Долгого болота и до рубежа деревни Алешковичи. Добрунские крестьяне обязались не переходить этих рубежей.
1624
Дело об ограблении невдолян жителями Алешковичей из Литвы и побег за рубеж в Негино
Дело об ограблении литовских бортников жителями села Алешковичи. Спор о принадлежности села между двумя государствами. Побег и сыск жителей Алешковичей Новгород-Северского уезда за рубеж - в село Негино Трубчевского езда.
1624 Сторожевая повинность Севского гарнизона для крестьян Невдольска, Устари и Кукушкиной слободки
Ракитин Антон Сергеевич, служилое сообщество Севска и Комарицкой волости в системе обороны южного пограничья Московского государства в 20-40-х гг. XVII в.07.00.02. https://kursksu.ru/documents/diss_list/Rakitin1.pdf
Обязанность сторожевой службы распространялась не только на гарнизонных ратных людей, но и дворцовых крестьян Комарицкой волости, предписывая последних к совместным действиям по дозору в окрестностях родных сел и деревень. Не миновала сторожевая повинность и монастырских крестьян, селения которых хотя территориально и находились анклавом в Комарицкой волости, однако административно относились к ведомству Печерского Свинского монастыря Брянска, его Прикладенской волости. Такими селениями являлись: Невдольск, Устарь, Ефимовичи (Ефимичи), Павловичи (село и деревня), Тарлопово, Безгодково и Кукушкина слободка.
Характерный случай, наглядно иллюстрирующий деятельность людей, привлекаемых к сторожевой службе - как ратных людей Севска, так и волостных крестьян, произошел осенью 1624 г. Севские служилые люди - пушкарь Пашка Беляев и казак Алешка Беляев были поставлены на сторожу в монастырской деревне Павловичи (западная граница Севского уезда) в одном отряде с местными крестьянами Лучкой Ильиным и Макаркой Ситниковым.
Полученные сторожевыми людьми сведения о частых посещениях крестьянином деревни Шепетлевой Федькой Мильцом села Алешковичи, вызвали подозрения. Село Алешковичи в это время находилось в Новгород-Северском уезде Речи Посполитой, хотя традиционно тяготело к дворцовой Комарицкой волости.
С целью поиска Ф. Мильца Беляевы и монастырские крестьяне направились в деревню Шепетлево. Здесь они застали крестьянина «у Свиридка Микифорова на дворе». Бдительные сторожевые люди учинили допрос: с какой целью собираются вместе тайно и ходят в Новгород-Северский уезд, в Алешковичи. Внятного ответа получено не было, крестьяне мотивировали пересечение государственной границы тем, что их скот ходит пастись на литовскую сторону, а та, соответственно, на русскую. Из этого следует, что сторожевая служба севских ратных людей и крестьян совмещала как функции караульные, так и полицейские. Очевидно, что действия сторожевых людей из монастырских крестьян контролировались не севским, а брянским воеводой
«А то, де, государь, село Олешковичи преже сего бывало твоей государевы Комарицкие волости Чемлижского стану, а не старинное Ноугороцкого уезду. А завлодели, де, государь, тем селом Олешковичами литовские люди собою после ноугороцкой отдачи на другой год» (РГАДА. Ф.210. Столбцы Приказного стола. Д. 12. Л. 725). В 1619 г. этим селом «насильством завладел» Евдоким Витовтов (РГАДА. Ф. 79. 1634 г. Д. 28. Л. 9).РГАДА. Ф. 210. Оп. 1. Д. 10233. Л. 525.
Редкие сведения о сторожах в Комарицкой волости появляются в 40-х гг. XVII в.
Переписываясь с Разрядом в 1645 г., севский воевода Никифор Нащокин сообщал о состоянии городских укреплений, численности местного гарнизона, а также о заставах и сторожах: «...станицы... велено ... посылать частые и сторожей на сторожах велено держать». В феврале того же года, судя по «татарским вестям», назревала новая опасность появления татар в пределах Севского уезда, по случаю чего волостным крестьянам, как и в 30-х гг., велено было на случай крайней опасности для «осадново времени» стекаться с женами детьми и со всем скарбом в уездный острог.
Воевода Нащокин разослал приказ о сходе в Севск по всем селам, слободкам и деревням волости: «сказал всем вслух и биричем ... велел кликать». Тем временем на сторожи и заставы, а также Свиную дорогу, отправились севские дворяне, дети боярские и казаки. Обо всем этом севскому воеводе поручалось сообщать в Разряд: «покольку каких служилых людей конных и пеших на заставах и на сторожах» .
Итак, сторожи в Севском уезде и Комарицкой волости берут свое начало со времени постройки в Брянском уезде жилого острога. Как правило, они носили не регулярный характер, а выставлялись только на случай военной опасности - по слухам об активности воинских людей Речи Посполитой и татар. Помимо севских служилых людей, на сторожах дежурили и местные дворцовые и монастырские крестьяне. С переводом комариицких крестьян на положение драгун в 1646 г. обязанности по несению сторожевой службы целиком легли на учрежденные в порубежных селениях сотни. Задачей старост и драгун было «приказано проездать почасту» дороги, которые шли за рубеж (новгородская, трубчевская и т.п.).
1626
Ценность бортных ухожей. Медвяный оборок села Невольск в пользу Свенского монастыря.
Земли по левому берегу Нерусы были монастырскими, а справа – дворцовыми. Граница шла вдоль трубчевского рубежа, до впадения в Нерусу речки Тары. В монастырской вотчине вместе с жителями села Невдольска- 600 человек. Самым ценным угодьем считались бортные ухожья, с которых монастырские крестьяне платили медвяный оброк по полтора пуда. в Свенский монастырь. На своих деревьях бортники ставили «знамена», т.е. знаки: соху – в виде галочки с маленькой чертой – тном в ней и внизу две больших черты – переворы.
Бортничество
Большое число бортных угодий в лесах принадлежало Дворцовому ведомству.
Местом кормления пчёл служат многочисленные поляны, покрытые вереском, который цветёт с 1 августа по 15 сентября.
Бортники обязаны были к Семенову дню (1 сентября) платить "медвяный" оброк от нескольких алтын до трех рублей.
Участок леса с принадлежащими одному хозяину колодными ульями назывался бором.
1628
Уплата налога на церковь Николы в селе Невдольск в 1628-1746 гг Комарицкая волость
Комарицкая волость. Глодневской стан. Великого чудотворца Николы в вотчине Свинскаго монастыря во селе во Неудолске по жалованной грамоте вдвое дани рубль 5 алтын 4 деньги, десятильничих и заезда 6 алтын. Отметка под сею статьею тожественная с вышеписанною Покровскою, что в селе Селечне, церковью.
178 года по указу великого господина Иосафа патриарха Московского и всея русии по грамоте переведены 3 церкви, в том числе церковь Николая Чудотворца.
178 года церковь из Севской десятины церковь Николая Чудотворцa. В вотчине Свинского монастыря во селе Невдальне дани вдвое рубль 5 алтын 4 деньги, десятильничих и заезда 2 гривны.
184 года отмечено: в Комаричах.
"Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы", Москва, 1904 год.
1630
Извет дьячка Лариона Попова из Невдольска по измене и побег крестьян из Олешковичей за рубеж в село Негино
Сыск по извету дьячка вотчины Свинскаго монастыря сельца Невдольска Комарицкой волости Лариона Федоровича. Поповас товарищами на служек и крестьян того же монастыря по измене. И побег крестьян Комарицкой волости села Олешковичей Степана Харина со товарищами за рубеж в село Негино Трубчевскаго уезда (порубежные столкновения).
1631
Крестьяне с.Невдольск Чемлыжского стана на службу являлись вооруженные рогатинами
Столбцы Московского стола, «Акты Московского государства», СПб 1890.
Жить «выходцам» из-за Литовского рубежа разрешалось лишь «в самых дальних местех», проживание в приграничных селениях грозило в лучшем случае выселением на прежнее место жительства. В Севском остроге несли ратную службу и дворцовые крестьяне Комарицкой волости численностью 225 человек, набранные по человеку с десяти дворов из сел и деревень Чемлыжского стана. Даточные люди обязаны были иметь при себе пищали и рогатины, а также по два фунта зелья и фунт свинца каждый.
Крестьяне Чемлыжского стана (включая жителей с.Невдольск) на службу являлись вооруженные рогатинами. Помимо заостренных палок, местные жители должны были принести с собой где-то заранее приобретенный свинец для стрельбы из пищалей и зелье, т.е. взять на себя военное обеспечение охраны Севских границ. Несение охраны велось посменно в течение месяца, по совмещенному графику с другими работами на земле для выплат налогов и производства сельхозтоваров. Утвердить разрешение на работу следовало в Москве, а значит, ждать доставки письма в столицу и обратно по бездорожью и зависеть от настроения чиновника, проставляющего свою подпись и печать.
Для приема на работу в Севск требовалось 185 поручителей
185 поручителей для приема на работу пришлого человека из другого города- таковы реалии трудоустройства в г.Севске 1631 года
29 марта 1622 года жены и дети Семена Пуда и его ближайших соратников были вызваны из Новгород-Северского в Москву для тщательного допроса. В начале июня служилые севчане, архимандрит Спасского монастыря Корнилий и соборный протопоп подали поручные записи о благонадежности «кандитатов» в ратные люди Севска.
Общая численность поручившихся составила 185 человек — «все попы, и дьяконы, и казаки и стрельцы». Настоящая мера преследовала цель привлечь как можно больше «выходцев» на государево имя из среды служилых и крестьян отошедших к Литве городов русской Северы — Трубчевска и Новгород-Северского. К 11 июня в Севск поступил царский указ о зачислении казаков Семейки Пуда в штат местного гарнизона. На дорогу из Новгорода-Северского в «Севской» казакам велели выдать по одному рублю…
1660. Село Неудолеск Прикладунской волости как владение духовенства на реке Севи
Я.Е.Водарский "Территория и население Севского разряда во второй половине 17 - начале 18 вв", 1974 год, Москва, Вопросы истории хозяйства и населения России 17 века. Очерки по исторической географии 17 века.
Границ уездов как таковых в 17 веке не существовало: здесь производилось лишь размежевание земель, “тянувших” к тому или иному уездному центру. Локализация селений определяет примерную территорию уездов На границах уездов возможна чересполосица селений.
Брянский уезд в 1660 году входил в Севский разряд наряду с другими 7 волостями. Волость Прикладунская состояла из двух территориально обособленных участков. Первый находится “на литовском рубеже”, к западу от Городского стана. Второй участок располагается значительно южнее: “меж Комаричи и Рыльска да Трубчевска рубежа на реке Севи и на устье реки Тары” (т.е. где Устарь (Негино) и был окружен землями Трубчевского, Рыльского и Севского (Комарицкой волости) уездов. Здесь были только владения духовенства – Селечна, Война, Неудолеск, Устарь, Ефимичи, Торлопово, Вышиние и Нижние Павловичи. Всего в волости был 361 двор.
Волость Ботоговская. В восточной части уезда. 397 дворов.
Волость Вороницкая. В северо-западной части уезда. 488 дворов.
Стан Городской. Вокруг Брянска. 1626 дворов.
Стан Подывоцкий. Юго-восточнее Вороницкой волости. 237 дворов.
Волость Поцынская. Восточнее Вороницкой волости. 815 дворов.
Волость Хвощенская. Севернее Городского стана. 409 дворов.
Севский разряд являлся территориальным военным округом, поставлявшим служилых людей в Севский разрядный полк. Он выделился из Белгородского разряда в конце 1650-х годов и охватывал несколько юго-западных уездов. В 1665 году это были Лихвинский, Белевский, Болховский, Карачевский, Брянский, Орловский, Кромский, Рыльский, Севский, Путивльский и Недрыгайловский уезды. В 1687 году добавлен Трубчевск. Севский полк состоял из нескольких рейтарских, драгунских, солдатских и других полков. В 1697 году в нем был 3331 человек конных (включая так называемые “московские чины”) и 7351 человек пеших, всего 10682 человека. Севский разряд прекратил свое существование в начале 17 века, вероятно в связи с учреждением губерний.
1708
В 1708 село Невдольск было передано в управление Киеву.
Части Севского уезда отошли Сумской области на Украине и Курской области в России. Термины «Севский уезд» и тождественный ему «Севская округа» встречаются в исторической литературе со 2 четверти XVII века. В первый раз название Севского уезда в разрядных документах встречается в марте 1636 года в наказе при вступлении в должность воеводы Я. М. Толочанова, которому в ведение даются Севск и уезд. C введением деления России на губернии, в 1708 году Севский уезд вошёл в Киевскую губернию (с 1719 — в составе её Севской провинции); с 1727 года в составе той же провинции был передан в Белгородскую губернию. В 1778 году Севский уезд вошёл в состав новообразованного Орловского наместничества, которое с 1796 года стало именоваться Орловской губернией.
1720
Как поймали беглого крестьянина Филиппа Пискунова спустя 5 лет скитайний в селе Невдольск Комарицкой вотчины Свенского монастыря
О первоначальном накоплении в России XVII - XVIII вв. Сборник статей 1958 года. Издательство академии наук СССР, http://www.spsl.nsc.ru/
В 1703 г. крестьянин Комарицкой вотчины Софрон Осипов построил мельницу «своим коштом» на речке Таре недалеко от деревни Устори и владел ею до 1724 г.
В Комарицкой вотчине наблюдается большее расслоение: «можнейшие» и «скуднейшие» крестьяне были налицо во всех вотчинах Свенского монастыря. Количество «средних» крестьян - крайне низкое.
В с. Селечне на 103 семьи приходилось 30 семей, или 29% безлошадных. В то же время 10 зажиточных хозяев имели в своем распоряжении 50 лошадей (5 хозяев — по 4 лошади и 5 хозяев — по 6 лошадей).
Беглый крестьянин из монастырской деревни Упорой Филипп Пискунов ушел в Карачев и Брянск, где работал по найму и скитался в течение 5-ти лет, однако был найден, когда пришёл в с. Невдольск Комарицкой вотчины Свенского монастыря.
Еще большей степени процесс расслоения достиг в деревне Война. Здесь из 92 хозяйств 51 хозяйство, т. е. больше половины, было безлошадным, 23 семьи имели по 1 лошади; в то же время выделилась верхушка в составе 6 семей, имевших от 4 до 8 лошадей. Количество безлошадных крестьян в деревне Войне настолько велико, что заставляет предположить вероятность какого-либо бывшего в этом году стихийного бедствия, сопровождавшегося падежом лошадей. Рост имущественной дифференциации ведет к социальному расслоению крестьян, при котором начинают выделяться две крайние группы крестьянства за счет средней.
В Подгородном стану, где степень расслоения была меньше, около половины крестьян (47%) среднего достатка. В Комарицкой вотчине наблюдается большее расслоение, и в связи с этим количество «средних» крестьян здесь значительно меньше: в с. Селечне они составляли 38,8%, в деревне Войне — еще меньше: приблизительно 13% общего количества крестьян.
«Разложение крестьянства, развивая на счет среднего «крестьянства» его крайние группы, создает два новых типа сельского населения» ,— писал В. И. Ленин, анализируя процесс развития капитализма в России. Эти слова Ленина, хотя и относятся к более позднему времени, тем не менее применимы и здесь, так как процесс имущественного и социального расслоения весьма длителен. По выражению наших источников, «можнейшие» и «скуднейшие» крестьяне были налицо во всех вотчинах Свенского монастыря.
Выделившаяся группа «можнейших» заметна во всей хозяйственной жизни монастырской деревни.
Представители ее арендуют мельницы: в 1720-х годах в их руках было 4 из 18 принадлежавших монастырю мельниц, в 1750-х годах по меньшей мере десять монастырских мельниц находились «на оброке» (в аренде) у монастырских крестьян.
Бывали случаи, когда богатые крестьяне заводили собственные мельницы. Например, в 1703 г. крестьянин Комарицкой вотчины Софрон Осипов с разрешения наместника построил мельницу «своим коштом» на речке Таре недалеко от деревни Устори и владел ею до 1724 г., когда продал ее за 50 руб. По тем временам это была значительная сумма, что можно видеть хотя бы из сопоставления с ценой ржи, составлявшей в среднем 50 коп. за четверть.
Богатая верхушка сосредоточила в своих руках также винокуренные котлы.
По данным 1701 г., в Комарицкой вотчине 54 крестьянина имели 72 винокуренных котла, в 1714 г. 38 крестьян имели 46 винокуренных котлов, в 1732 г. котлов в Комаричах было 73, а в Подгородном стану, по данным 1720 г.,— 61 котел. За котлы крестьяне уплачивали пошлину в монастырь (20 алт. за котел). Представители зажиточной верхушки, имевшие котлы, скупали, по всей вероятности, хлеб для винокурения у беднейших крестьян, пользуясь нуждой последних в деньгах.
Зажиточные крестьяне имели собственные лавки на ярмарке.
В полавочной книге 1716 г. записано 14 лавок свенских крестьян, в полавочной книге 1732 г.— 10.
Некоторые крестьяне обладали капиталом, который они вкладывали в торговлю и ростовщичество.
В то время как кучка «можнейших» богатела, бедные крестьяне свенских вотчин влачили подчас жалкое существование. Вся тяжесть несения государственных повинностей, особенно таких, как рекрутская и поставка работных людей, ложилась на плечи малоимущих крестьян.
Богатые могли и откупиться и нанять за себя рекрута или работника, в качестве которых нередко выступали малоимущие.
Сохранились сведения о том, что в 1738 г., когда происходил набор работников на земляные работы во взятой русскими войсками Очаковской крепости, крестьянин деревни Упороя Федор Евдокимов нанялся в «очаковские работники» за крестьянина той же деревни Сысоя Фастова. Сысой Фастов дал, по договору, Евдокимову 40 руб. и лошадь ценой 3 р. 50 к. «со всяким пути касающимся припасом» .
В рекрутские наборы 1745, 1747 и 1749 гг. было сдано из Подгородного стана 43 рекрута, из них 15 наемных; из Подбужской вотчины в наборы 1746—1749 гг. было сдано 10 рекрутов, из них 9 наемных. Наемными были по большей части крестьяне тех же монастырских вотчин. От своих нанимателей они получили от 50 до 160 руб., платье и припасы.
Бедному крестьянину, в случае отправки с его тягла рекрута, самому иногда приходилось закабаляться.
Крестьянин с. Коростовок Подгородного стана Игнат Наумов взял у брянского купца Семена Петрова Казанцова 20 руб. «на отправку доводящегося на ево тягло в нынешний набор рекрута», за что Наумов должен был работать у Казанцова «до отживу тех денег» .
Не имея возможности прокормиться от собственного хозяйства, пытаясь избавиться от все растущей эксплуатации, бедные крестьяне бежали, бросая свое маломощное хозяйство. Монастырские власти в 1724 г. сообщали, что с 1678 по 1710 г. в монастырских вотчинах «запустело крестьянских, обмерло и от скудости разбрелось безвестно 79 дворов» .
Крестьяне бежали из всех вотчин в разные годы, в одиночку и группами. По словам наместника Свенского монастыря, в 1758 г.числилось в бегах только по одной Комарицкой вотчине 55 человек. Многие из бежавших долго скитались, переходя с места на место, нанимались к разным хозяевам, которые, зная, что имеют дело с беглыми, лишенными даже возможности жаловаться, особенно беспощадно эксплуатировали их.
Беглый крестьянин Свенского монастыря Филипп Михайлов Пискунов на допросе рассказывал, что он ушел из монастырской деревни Упорой Подгородного стана в Карачев, прожил зиму «из найму» в доме посадского человека Дмитрия Тетеркина. Потом жил в Карачевском на заводе Томилина «из найму» у приказчика Василия Осипова 3 года, в течение полутора лет «пас животинное стадо» в деревне Байкове Карачевского Воскресенского монастыря. Затем пошел в Брянск и нанялся «на линею». После этого Пискунов жил на Кокоревском заводе у слуги Сергея Иванова 6 недель, потом пришел в с. Невдольск Комарицкой вотчины Свенского монастыря, где его и нашли.
Польский архив 15-16 вв Комарицкой волости был вывезен Александром Суворовым в Россию
И сведения о ныне Брянской области по приказу Екатерины II были уничтожены!
1708. В 1708 село Невдольск было передано в управление Киеву
Части Севского уезда отошли Сумской области на Украине и Курской области в России.
Термины «Севский уезд» и тождественный ему «Севская округа» встречаются в исторической литературе со 2 четверти XVII века. В первый раз название Севского уезда в разрядных документах встречается в марте 1636 года в наказе при вступлении в должность воеводы Я. М. Толочанова, которому в ведение даются Севск и уезд. C введением деления России на губернии, в 1708 году Севский уезд вошёл в Киевскую губернию (с 1719 — в составе её Севской провинции); с 1727 года в составе той же провинции был передан в Белгородскую губернию. В 1778 году Севский уезд вошёл в состав новообразованного Орловского наместничества, которое с 1796 года стало именоваться Орловской губернией.
1761
Челобитная 1761 года на управителя из Свенского монастыря: "вон выволочь!"
Управителя вон выволочь! Челобитная 1761 года из с.Невдольск о работах в Свенском монастыре Брянска.
Из челобитной 1761 г. следует, что из села Невдольск, где было 500 ревизских душ, для работы в Свенский монастырь было послано 25 конных, и 25 пеших чернорабочих, а также еще 15 квалифицированных каменщиков, кирпичников и плотников. Пока в Свенском монастыре строился соборный Успенский храм, крестьяне мирились с трудностями, но, когда в 1758 г. собор был достроен и освещен, а работников продолжали вызывать в монастырь в прежнем количестве, это привело к росту раздражения против монастырских служителей.
И 7 декабря 1759 года около 30 крестьян села Невдольск во время возникшей ссоры избили иеромонаха. Поутру к дому священника подошла толпа крестьян, среди которых, помимо невдольских, были и жители соседней д. Устарь, и «вшед нахально… хотели… ево управителя вон выволочь». Лишь заступничество священников, позволило избежать нового избиения.
В 1912 году Невдольск славился своими садами и палисадниками, что выгодно отличало его во всем Севском уезде и других
От капусты до гречки, от конопли до меда - какие подати требовал Свенский монастырь из Брянска от жителей сел Невдольск и Селечня?
Быкосодержателей в Невдольске было 4
Интересно, кем была та единственная девочка, обучающаяся наравне с мальчиками?
Диссертация об эпидемии сифилиса в Суземке, когда в 1893 году 94% населения поселка составляли сифилитики
** Севский уезд на карте Брянской губернии (в границах 1927 года).
Голубым цветом показана граница современной Брянской области.**
В XVIII веке уезды превратились в составную часть губерний. Учреждение станов, то есть мест пребывания должностных лиц феодальной администрации, где они взимали дань и осуществляли суд над окрестным населением, относится к середине X века. В XIV-XV веках станами стали называть и территорию, подсудную этим представителям власти, что превратило станы в административно-территориальную часть уездов с конца XV века.
Волости Севского уезда в 1890 году:Алешковская, Орлинская, Подывотская, Селеченская, Чемлыжская. (всего 14). Уезды существовали на Руси с XIII века, состояли из города и подчиненных ему станов и волостей. Первоначально уездами управляли княжеские наместники, сначала XVII века - воеводы.
В 1920 году Севский уезд вошёл во вновь образованную Брянскую губернию. В 1924 году к Севскому уезду были присоединены Суземская и Краснослободская волости расформированного Трубчевского уезда.
Часть территории Севского уезда (сёла Фатевиж, Барановка, Демьяновка, Муравейня, Толстодубово, Никитское, Рожковичи, Сетное и др.) в 1926 году была передана в состав Глуховского округа Украины (ныне — территория Сумской области). Уезд был окончательно расформирован в 1929 году, с введением новых административных единиц — областей и районов. Ныне основная часть территории Севского уезда входит в состав Брянской области (Севский, Комаричский, частично Брасовский, Суземский и Навлинский районы).
1992
. (Из письма в газету «Брянское время», Суземский район) « Деревня, в которой мы живем, не истощена молодежью, но слоняется она в выходные дни без всякого смыслу. От имени молодежи просим сделать культурно-просветительный уголок для тружеников села»
2. Административное деление
Первоначально всю территорию Севского уезда составляли две волости: Комарицкая волость, ранее входившая в Брянский уезд, и (только в XVII веке) — Крупецкая волость (центр — село Крупец Курской области; не путать с позднейшей Крупецкой волостью Севского уезда). В последующем границы и административное деление уезда неоднократно изменялись; более половины площади уезда в XVIII веке были переданы в Курскую губернию и новообразованный Луганский (позднее Дмитровский) уезд.
Вплоть до XVIII века, Севский уезд использовал прежнюю систему административного деления Комарицкой волости, которая состояла из 4 станов (Брасовский, Глодневский, Радогощский и Чемлыжский).
Новая сеть волостного деления возникла в ходе реформы 1861 года. Первоначально в Севском уезде было сформировано 26 волостей: Алешковская, Брасовская, Борисовская, Быховская, Голышинская, Добрикская, Доброводская, Девичьевская, Евдокимовская, Избиченская, Крупецкая, Лемяшовская, Литижская, Лубошевская, Орлинская, Павловская, Подывотская, Позняшовская, Радогощская, Селеченская, Страчёвская, Стрелецкая, Угревищинская, Хинельская, Чемлыжская, Шаровская.[3]
Однако в 1880-е годы число волостей существенно сократилось; в 1890 году в Севском уезде насчитывалось 14 волостей: Алешковская, Апраксинская (центр — село Брасово), Витичская, Крупецкая, Лемяшовская, Литижская, Литовенская (центр — село Девичье), Орлинская, Подывотская, Радогощенская (Радогощская), Селеченская, Стрелецкая, Чемлыжская и Шаровская.[4]
В 1917 году в уезде были дополнительно сформированы Доброводская и Ивановская волости.
С 1922 года началось укрупнение волостей, в результате которого к 1926 году в уезде осталось 6 волостей:
Орловский губернатор Петр Неклюдов благодарит жителей и священника села Невдольск за помощь в борьбе с холерою
В октябре 1893 года Невдольск посетил Орловский губернатор Петр Васильевич Неклюдов и благодарил местных священников и вообще всех оказавших помощь в борьбе с холерою, бывшею в тот год во многих уездах губернии.
Пётр Неклюдов (1852 - 1914) — русский государственный деятель, сенатор, тайный советник. Орловская губерния тяжело переживала последствия неурожаев 1891—1892 годов, что потребовало выделения крестьянам значительной финансовой помощи; кроме этого, в июле 1892 произошла вспышка холеры, для борьбы с которой губернатор принял решительные меры.
В должности губернатора Неклюдов вступит в конфликт с орловским земством, недовольным действиями администрации, и нападавшим на власти в периодической печати, которую губернатор постарался поставить под свой контроль. В июне 1894 губернатор будет снят с должности. Отставленного Неклюдова в декабре 1905произведут в тайные советники, а в следующем году он будет назначен сенатором, присутствующим в судебном департаменте Правительствующего Сената.
1905
Имение Добруни помещика Подлинева подверглось „нашествию" крестьян с. Семеновского.
В ноябре 1905 года имение Добрунипомещика Подлиневаподверглось "нашествию" крестьян с.Семеновского. Имущество было увезено и разбито.
15 января 1906 г. севский уездный исправник Н. А. Скрябин представил орловскому губернатору безрадостную характеристику полиции Севского уезда: команды стражников не имеют дисциплины, отдельные стражники не знают своих обязанностей и не хотят носить оружие. Реорганизация полицейской стражи не устранила проблем с качеством личного состава.
1911
Ревизии владыки Григория цервей Невдольска, Негина и Суземки
Преосвященнеы Григорий совершил объезд церквей по пути из г. Севска по направлению к г. Трубчевску. В Добруни владыка вознёс молитвы пред престолом в домовой церкви предводителя севского дворянства Вл.П.Подлинева, у которого имел ночлег. 14 июля им были совершены ревизии церквей сел Невдольска, Негина и Суземки.
В июле 1911 года преосвященный Григорийсовершил объезд церквей Севск-Трубчевск. В Добруни отметил красоту местного храма, остановился на ночлег у предводителя севского дворянства Вл.Подлинева. 14 июля совершил ревизии церквей сел Невдольска, Негина и Суземки.
1917
Весть о революции 1917 года на окраины Брянской области пришла через телеграф с недельным опозданием
Колокольным звоном собрали возле церкви народ, и поп с амвона с сожалением сообщил о «свержении супостатами государя Николая Александровича». На это сообщение собравшиеся реагировали по-разному: купчихи и местные кликуши всхлипывали, а рабочие и городская беднота стояли молча, как бы обдумывая свое решение. Затем кто-то из интеллигенции объявил о демонстрации. Демонстрация следовала от Георгиевской церкви до городской управы. Во главе ее шла колонна гимназистов и учителей, местная знать, служащие земской и городской управы. Все остальные шли неорганизованно, сбивая друг друга. Перед городской управой состоялся митинг. После демонстрации все затихло. Все осталось по-прежнему.
В Севском уезде, богатом лесом, с марта 1917 года стала возникать нужда в топливе из-за отсутствия рабочих в лесных конторах. В городе, в котором раньше дровяной вопрос не играл никакой роли, возникла нужда в топливе. Севский уезд - лесистый и лесных дач в нем сохранилось еще много, но дров в привозе или очень мало. Дело в отсутствии рабочих по лесным конторам, которые вследствие этого бездействуют. Работоспособные крестьяне на заработки идут неохотно.
Деревенские лавочники, которым удается перехватить боченок-другой керосина, в буквальном смысле слова осаждаются крестьянами, приезжающими иногда за десятки верст в надежде добыть фунт-другой «газа». Возле лавок образуются целые базары подвод, напоминающие былую предпраздничную сутолоку возле казенных винных лавок. Цена на керосин стоит в зависимости от аппетитов лавочников и алчности к легкой наживи деревенских спекулянтов.
Ярмарка в Севске и вовсе была сорвана 9 июня 1917. Цены на сельскохозяйственные товары в июне оказались неожиданно увеличены торговцами в два раза против цен, существовавших накануне, особенно на щепной товар. Намечался погром. Граждане города Севска подали прошение от 17 июня губернскому комиссару, указывая, как купцы, скупая у крестьян товары по удешевленной цене, продают из лавок их вдвое дороже.
А 17 июня 1917 граждане города Севска и осе подали губернскому комиссару прошение с просьбой «.. обратить внимание на следующее обстоятельство: в настоящее время купцы покупают у крестьян, задержавших свои товары, по цене более удешевленной, но продают их из лавок почти вдвое. Так, например, коноплю покупают по 3 р. 50 коп. пуд, а масло продают из лавок 80 к. фунт, жмых 2 руб. пуд. Теперь ржаная мука 4 руб. и дороже пуд, а между прочим, имеются сведения, что есть даже запасы и целые амбары насыпаны еще с осени. .. Просим сделать распоряжение о назначении в городе Севске во всех магазинах и лавках реквизицию означенных товаров, дабы этим самым уменьшить аппетит купцов от наживы и понизить хотя несколько цены на продукты..».
В декабре наблюдалось пьянство среди крестьян в Суземке из-за слухов о разграблении винокуренного завода под Севском. В лесах усилились самовольные порубки. В Суземке сильно хромало продовольственное дело - трубчевская управа оказалась бессильной удовлетворить нужду крестьян в ржаной муке.
1918
В первый день Рождества Христова пьяная компания из местных суземских крестьян, числом около 60 человек, явилась на станцию Суземка и с угрозами потребовала открытия зала I и II класса. Ворвавшись туда с гармониками и бубнами, они стали плясать и разбили мраморную доску стола. Вызывая начальника станции, угрожали убить его и заменить другим. /Орловский вестник. – 1918. – 17 (4) янв. (№3)/
1919
В октябре 1919 года случился коренной перелом в гражданской войне
В начале октября 1919 года началась Орловско-Кромское сражение между красными и белыми, которое закончилось 18 ноября. Севск несколько раз переходил из рук в руки. Орловско-Кромское сражение (11 октября — 18 ноября 1919) — одно из ключевых сражений во время Гражданской войны в России в Орловской губернии. РККА остановила наступление войск Деникина на Москву и отбросила их на юг, но добровольцам удалось избежать окружения и отступить. В середине октября 1919 года армия Деникина наиболее близко подошла к Москве. По всей линии фронта шли тяжёлые встречные бои. Под Орлом продвижение белых на Москву было остановлено.
В ноябре 1919 граждане села Невдольск обеспечили учителей хлебным пайком на целый год.
1921
17 февраля 1921 года
В Севском уезде расстреляно 33 бандита шайки Сенина
1929
Высылка крестьян из Невдольска и Заулья Севского уезда в Сибирь
Более 500 человек раскулаченных в Севском районе Брянском области сосланы на 5 и 10 лет с семьями в лагеря, Сибирь, прочь со своей родной земли, из сел и деревень: 11 из Невдольска, 21 из Заулья, 4 из Атракинь.. Ещё большее количество осуждённых "контрреволюционеров" получило лагерные сроки, причем 8 лет считалось уже лёгким наказанием, а обычным было осуждение на 10 лет лагерей. Такой срок получил, например, И.Т.Солдатенков, дер. Устарь, Суземского района (отказался от вступления в колхоз и от подписки на заём, умер в местах заключения).
Список раскулаченных из сел Невдольск и Заулье, города Севск и Суземки Брянской области в 1920-х годах. И более поздний (спустя 100 лет!!!) публичный список бесхозных земельных участков в Невдольской округе в 2020-е годы.
Раскулачивание и перегибы в Севском районе. Головокружение от успехов (газета "Правда", 2 марта 1930). Совершенно секретно. Письмо Г.Г.Ягоды И.В.Сталину с приложением справки ОГПУ о перегибах в ходе коллективизации и раскулачивания
1930
Угроза ссылкой на Соловки за отказ вступать в колхоз в Княгинино
7 марта 1930 г. (...) Брянский окр. В пос. Покровском Княгининского сельсовета Севского района уполномоченный рика на собрании угрожал ссылкой в Соловки всем, кто откажется от вступления в колхоз.
1941. День оккупации села Невдольск - 2 октября 1941 год, что на день позже, чем г.Севск. Свидетельство уроженца села, Павла Лебедева, в сборниках фронтового фольклора.В селе Невдольск фашисты расстреляли сотни человек, угнали молодежь на работы в Германию и Скандинавию, сожгли 397 домов и все колхозные постройки.
1943. 2 марта 1943 года - день освобождения села Невдольск танкистами во время самых кровопролитных боев в районе, обозначенных как "Мартовский фронт", "Севский рейд" или Севско-Дмитровская операция (в рамках образования Курского выступа). 4 сентября 1943года в 22.00 - окончательное освобождение села Невдольск силами 48 армии (на день раньше, чем поселка Суземка - подтверждено секретными картами из Министерства Обороны СССР)
1941
Отступление 13-й армии у села Негино.
Расстрел 20 женщин и детей за помощь партизанам в селе Негино.
Никифор Чулов и его трое помощников расстреляны в селе Невдольск по доносу полицая.
1942
120 жителей села Невдольск угнали в неволю 15 августа 1942 года.
Расправа над мирными жителями деревни Устарь.
Расстрел 100 мирных граждан возле села Заулье 1 декабря 1942.
Расстрел 18 мирных жителей в селе Невдольск 14 декабря 1942
Партизанская связная и разведчица Люся из Добруни.
Партизаны заняли село Невдольск 27 декабря 1942.
В Заулье подготовили двух диверсантов венгров, которых в телеге отправили в Суземку в гарнизон.
Партизанка Таня Полонникова взяла «языка» в селе Невдольск.
Захват партизанами сел Кукушкино, Семеновска и Селечни и военной комендатуры в Суземке.
Операции "Цыганский барон" и "Зеленый дятел"
Бои в Невдольске на 356-й день войны в док.проекте видеоператоров "Один день войны" июня 1942 года.
В Севске тренировались форсировать малую реку Сев
1943
Расстрел 45 мирных жителей – женщин и детей из села Заулье.
Форсирование реки Сев. Наступательная Севская операция в августе 1943.
До 4 сентября 1943 г тяжелые бои частей 65 Армии шли по линии Атракинь-Заулье.
В Невдольск части 48 Армии вошли к 22 часам 4 сентября 1943 года.
1945
Во время войны село Невдольск было полностью сожжено. Люди жили в лесу, в вырытых землянках.
Cержант Иван Ульященков из села Негино встретил в Польше в 1945 свою сестру Сашу, угнанную из России.
Остарбайтер Петр Антюхов из села Невдольск - последняя жертва ВОВ в лагере для угнанных на работы в Германию.
Невдольск. Захоронения
Мемориальный комплекс в Невдольске.
Братские могилы на гражданском кладбище в Невдольске.
Братская могила 56 мирных жителей, расстрелянных фашистами 17 апреля 1943 года от Невдольска в сторону Устари
Мемориальный комплекс 137 односельчанам и 4 советским воинам в селе Негино
Памятник неизвестному солдату в Негино.
Курган славы, сооруженный в честь партизан, в Суземке
1950
Одна мода для всех жителей 500 домов в с.Алешковичи
В школу пошла с 10 лет - ходить в послевоенное время не в чем было. Закончила 7 классов. В 17 лет пошла на работу. В послевоенное время 7 классов - это было как институт: «Человек знаешь какой был!». Брат Иван сидел в будке, ботинки ремонтировал. Колька школу кончил и женился.
В деревне Алешковичи было 500 домой, большой магазин, школа 10-летка, клуб. Церковь немцы разрушили. Когда церковь разбомбили, то кирпичи растащили и на её месте построили клуб. В деревне жили богато: коровы, хорошие, добротные дома. У матери был станок тканный, они с бабкой ткали попону (ей укрывались вместо одеяла) и коврики. Тряпки резали на полоски, из них и ткали. Сеяли лен, из него крутили нитки, отбеливали на речке и ткали ткань. Шили мужские рубахи, панталоны, вышивали полотенца.
Лапти плели, - туда соломки, а на ноги анучи (взамен портянок) и к ноге перевязывали веревочкой. Одни на двоих лапти в семье были. Летом- босиком, а зимой в лаптях. Весной - в галошах. Зимой лапти обтряхнешь - и к печке: тепло и хорошо. Валенки - это роскошь, на них денег не было. Галоши носили тоже на солому и анучи. Лапти покупали, а кто-то сам плел.
Все ходили в юбках да без порток. Не было такого, чтобы женщина штаны носила. Трусов не было, дорого и шить не из чего было. А на зиму одевали штаны, где спереди дырка. Старые женщины даже писали стоя, - тогда вообще всё проще было, на многое не обращали внимание. Юбки были длинные, носили одну. Кофта и юбка сатиновые. Чулков тоже не было: голые ноги и лапти. Не было холодно и зимой. Никто ничего не замечал (кто во что и как был одет), да и разговоров на эту тему не было. Помню, у бабули была ковровая игла, а дед Леня (муж Бабы Вали) вышивал (она потом мне досталась).
Деревня Шилинка Алешковичское сельское поселение, Суземский район, Брянская область, Россия Координаты: 52.269356, 34.171087
Небольшая деревня в Суземском районе Брянской области. Находится рядом с дорогой Суземка - Алешковичи, в 8 километрах к юго-востоку от Суземки и в 5 км к северу от села Алешковичи. Население:113 чел. (2010 г.)
Старики спали в доме, а молодые в амбаре: пуховая подушка, пуховое оделяло и пирита. А вот от печек иной раз целыми семьями угорали. У печки надо открывать специальную задвижку, а когда пройдет много времени, то ее закрыть. Если раньше времени ее закрыть, то и угореть можно. Развлекались по-всякому, зимой на санках катались. Не помню, отмечали ли Новый год, а вот калядовать под Рождество ходили по всей деревне. Наряжались, как могли. Особо никто ничего не давал, все просто смеялись от души.
После войны везде школы хорошие были. Сельсовет в селе был. Колхозы были. В кино ходили «на яйца» ходили и конфеты за вход, денег-то не было! Только свое хозяйство - корова да куры. Доить корову ходила на стояло. Пастух гоняет, а мы доим. Собаки у нас не было. Не знали, что такое носки, чулки да белье разное. То уже потом «окультурились», узнали, когда выросли, когда в город съездили. В Москву нередко ехали в тамбуре с братом Иваном (в кассе билетов не было, а Иван дал денег проводнице), - спали сидя.
Впечатлений от первого приезда в Москву в 16 лет, как паспорт ездила получать, - не помню, потому, что жили в бараках. Бараки - это комнаты в длинном здании (как конюшня), в одну сторону - 8 и в другую – 8, а в конце -большая кухня, где 4 плиты и общий туалет. Когда бараки стали ломать, стали хрущевки строить, то в них переселялись, что за счастье было.
Отмечали праздники все как и сейчас: Пасху, вербное, Ильин день,- много и не помню сейчас! Спать ложились рано, как стемнеет, так как света не было. Пользовались керосиновыми лампами и свечами.
Бабушка вспоминала, как летом ходили на гулянку. Тапочки себе нарисует с крендельками из глины да идет на танцы со смехом. Когда бабу Валю в Москву забрали, то ее бабка (та, что в деревне всю жизнь жила) так говорила: "Как вы бедно там в Москве-то живете: ботиночки-то все в дырочку". Так она про босоножки отзывалась.
Да что мы видели? Да ничего мы не видели! Бывало, огород 25 соток сама обрабатываешь. Капуста вырастала вооооооот такая!! Картошка да семечки подсолнечные. Интересно было!!! Как в Москву переехала, пошла на завод, на пенсию вышла. Замуж в городе вышла - за деда Леню (Терещенков Алексей Михайлович). В Алешковичах была речка Воля, - туда купаться бегали.
Расследования преступления на реке Сев 1956 года
После освобождения начали строить колхозы.
Анастасия Михайловна и Вера Михайловна Каленниковы, село Денисовка, 2017, газета "Рассвет"
Девушки и женщины из суземской Денисовки ходили в Севск за картофелем «Новые лапти обуваешь, пока вернешься их уже нет - стерлись. По пути заходили в Княгинино и другие села. Там люди нас кормили. Много ли на себе принесешь? Ходили месяц, пока наносили. Садили. За плугом мужчина идет, а в плуг впрягались женщины по четыре человека. Летом собирали в лесу ягоды и носили в Суземку. Два ведра на коромысле, а одно в руке. За три ведра ягод давали одну буханку хлеба, дома ее делили поровну на четыре части: сестрам и маме. Ели бережно, по крошечке, но хлеб все равно быстро заканчивался. Запомнился на всю жизнь 1947-ой год. То был голодный год. Спаслись тем, что в Неруссе «ловили» ракушки, варили и ели.
Работали в колхозе, и кроме того, собираясь по несколько семей, садили свои огороды: сегодня один, завтра другой, и так далее. Построили дом: крыша, стены и земляной пол. Вначале пятидесятых появились в колхозе машины и трактора. Но работать все равно приходилось за трудодни, по семь дней в неделю: с мотыгами вручную разрабатывали делянки, «копаничили» луг, летом успевали собирать ягоды, в том числе и на продажу. Купили козочку. Потом пошли работать в лес «на подсочку» - добывать смолу. Там уже платили зарплату. Появились деньги. Вера с Антониной купили в Севске корову, и пешком привели ее в Денисовку. Стали держать кур, поросят.
После пережитой войны люди были добрее, внимательнее друг к другу. Трудились помногу, но и веселились от души «На работу с песней и с работы с песней! Придем, от усталости с ног валимся, а следом хлопцы придут с гармошкой, зовут плясать! Идем», вспоминают сёстры. Анастасия Михайловна жила в лесу, в общежитии. После работы они с подругами до поздней ночи рукодельничали: шили, вышивали, вязали «Я себе норму брала: связать столько за вечер, потом спать шла. А подружка моя, Зоя Зуева из Черни, лампу под стол поставит, чтобы спящим свет не мешал, и дальше вяжет. Так вот по ее примеру и другие рукодельничали под столом».
В истории наших школ был момент, когда на школу и, соответственно, на классного руководителя давался план по выращиванию мелкого поголовья скота (куры, кролики и т.д.). В условиях школы это было сделать невозможно, в некоторых школах закрывались туалеты и там держали клетки с кроликами и птицей. Так, жена пошла корову из стада встречать, а муж на её место за стан. Подсчитает петельки и продолжит работу. А то свекровь возьмётся ткать. Хотелось поскорее работу сделать и ковёр продать. Всё копейка лишняя в семье.
1970 Плановое хозяйство и артисты из Невдольска
В колхоз "Рассвет " входили: село Невдольск, деревня Добрунь, деревня Подгородняя Слобода, поселок Усух. Машино-тракторный парк был единым и находился в Невдольске. Сельский совет находился только в Невдольске. Магазины были в каждом пункте. Общая контора была в Невдольске а подразделения - на местах.
Начальная школа была в каждом населенном пункте, а средняя - только в Невдольске. В ней учились дети со всей округи: Недольска, Добруни, Подгородней Слободы, Усуха, Семеновска, Кокушкино, поселка Калиновский, Заулья и Тракини, поселка Заульский, Шилинка, Негино, Устари, Теребиково и др. при необходимости.
Лошади были в каждом из населенных пунктов. Крупный рогатый скот зимовал в основном в Невдольске и Добруни, а летом был на пастбищах вокруг всех пунктов, как и молодняк. В Невдольске была свиноферма и овцеферма на удалении от села. После войны в Невдольске был колбасный цех, где-то в конце 40- начале 50-х г.г. Главным колбасником был был дед Петя из Устари. Возможно, с тех пор на селе и появились обозначение ряда жителей как Колбасовы. Кстати, старых лошадей на колбасу гоняли своим ходом в Суземку. Некоторых по 5 раз.
Летом в школу приходили пешком, а зимой те, кто жил далеко, оставались в интернете при школе.
В 70-е годы в Княгинино довольно часто приезжали самодеятельные артисты из Невдольска. Коллективном руководил мужчина. У них был свой ВИА, две гитары, синтезатор, а вместо ударной установки с успехом использовался пионерский барабан! Зрители всегда были в восторге!
Жители Княгинино славились своим рукоделием. Так, вышитые полотенца из сёл Заулье и Княгинино Севского уезда Брянской области находятся в музее изобразительных искусств г.Орла.
Бандиты 1990-х из Суземского района
Григорий Жукунов и Василий Бакин действовали в Негино, Суземке и Белой Березке, скрываясь в Брянском лесу и глухих болотах. Эпизод из книги Сергея Дышева. Ее автор — русский писатель и журналист, полковник полиции, главный редактор телередакции МВД РФ (на 2012 год). Автор ряда документальных и художественных книг, известен также как автор сценария к документальному телесериалу «Криминальная Россия».
Невдольск тв
Архивное видео 1999 года.Съемка еще на vhs видеокамеру с пленочной кассетой с последующей отцифровкой. Несмотря на ужасное по нынешним временам качество записи, это одна из первых видеозарисовок Невдольска. К сожалению, дома и люди практически не попали в кадр (в те времена оператора с камерой бы прогнали подальше от своих огородов и заборов). Но, тем не менее, здесь сохранились прежние виды реки Сев, гуси и колонии ласточек на Широком, коровы на лугу Бедулино, вид действующей школы с другого края села, простор, ширь, травы и цветы...Голос за кадром - того маленького помощника, что заберет Домового с собой и переселит в другой город (зарисовки о чем выложены отдельным циклом видео)...