Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мария Чулова, Вебмушка.руМария Чулова, Вебмушка.руМария Чулова

 журналист, IT специалист, фотограф, автор книги "Хороший гусь Гаша",

автор сборников "Забрать домового", "Притяжение земли", проекта "Невдольск 1595"

блог, ЮТ, VK, IG, fb, tweet, TM

ВебМУшка.ru

          ...здесь интернет (web) взят на мушку...

фотоальбомы, видеорепортажи

24.11.2021 Гоша и его калоша: как обойти все лужи на своем пути.

11.11.2021 Самобытный брянский край. Уникальное cело Невдольск основано на левом берегу реки Сев в 16 веке.

10.11.2021 Анастасия Федотова. клуб «Спартак-Волгоград»,  принимает участие в 2 туре Чемпионата России по водному поло.

 

Орловская (прежде Севская) духовная семинария

Опубликовано 30.10.2021
В городе Севске размещалась Севская епархия, в ведении которой находилось 900 (!) церквей из всей округи.
 
В 1778 году, когда Екатерина II выделила на содержание семинаристов по 2 тыс. руб. ежегодно., в Спасском монастыре была открыта Севская духовная семинария, где начало обучаться 100 человек из семей духовенства.
 
Однако частенько родители просили освободить их от обязательной посылки детей в цифирные школы, поскольку те должны приучаться к отцовскому ремеслу.

Севская семинария. Расцвет образования на окраине России.

В период, когда Россия делилась на 50 административно-территориальных провинций, центром провинции был г. Севск, что расположен на левом берегу реки Сев, в 142 км от Брянска. Впервые Севск упоминается в Воскресенской и Ипатьевской летописях под 1146 годом.

В Севске находились воеводская канцелярия, камеристская и крепостная конторы, магистрат, таможня, другие учреждения, а также цифирная школа “для обучения дьячих и подьячих детей и прочих чинов цыфирки и геометрии”. Учителями в цифирной школе были выпускники Московской школы математических и навигацких наук, которые направлялись в губернии по указанию Петра I. Однако частенько родители просили освободить их от обязательной посылки детей в цифирные школы, поскольку те должны приучаться к отцовскому ремеслу.

В Севске размещалась Севская епархия, в ведении которой находилось 900 (!) церквей.  Предписанием духовного регламента, изданным при Петре I, разрешалось открывать при архиерейских домах школы для обучения детей духовенства. Это предписание в Севске привёл в исполнение епископ Преосвященный Кирилл. А по Уставу 1737 года епархиальные школы начали превращаться в духовные семинарии.

Открытие семинарий шло медленно в связи со значительными расходами на них. 2 августа 1778 года Екатерина II дала свое дозволение открыть в Севске семинарию и выделила на её содержание по 2 тыс. руб. ежегодно. Так, в Спасском монастыре 17 октября в 1778 года была открыта Севская духовная семинария, в которой начало обучаться более 100 человек, при митрополите Амвросии (в миру Андрее Ивановиче Подобедове). А первым Епископом вновь образованной Епархии стал Преосвященный Тихон Якубовский.

Согласно план-схеме строений из Замарицкой части города к бывшему Спасо-Преображенскому монастырю по мокрому частично заболоченному лугу вела гать, начинавшаяся восточнее Архангело-Михайловской церкви и заканчивавшаяся возле самого монастыря, где на возвышенном месте продолжалась сухой дорогой, двигаясь по которой на северо-восток, можно было добраться до находившейся на реке Сев Рождественской мельнице.

В год открытия семинарии, в 1778, в первом классе обучалось чтению на русском и латинском языках, чистописанию, священной истории и катехизису. до 70 человек (из них 30 учеников содержалось на казенном коште).

В 1779 году открылся грамматический класс, где, кроме грамматики, географии и арифметики, изучались греческий и немецкий языки. Приём семинаристов шёл непрерывно, и к концу года в семинарии насчитывалось 396 человек.

В 1780 году из синтаксического класса ученики были переведены в риторический класс, в котором те обучались и поэзии. В связи с тем, что гимназисты оказались не подготовленными к переводу в философское отделение, был открыт средний между грамматическим и философским классами – класс поэзии.

В 1782 году открылся философский класс, а в 1784 году – и богословский. К этому времени в семинарии было 7 классов. Ученики низших классов назывались “элементориями”, средних – “риторами и пиитами”, старших звали “богословами и философами”. Общее число учеников семинарии доходило до 700 человек.

Митрополи́т Амвро́сий (в миру Андрей Иванович Подобедов)Митрополи́т Амвро́сий (в миру Андрей Иванович Подобедов)

Первым руководителем семинарии в звании прокуратора был игумен Никон. Занимался он в основном духовными вопросами. Учебный процесс обеспечивал учитель семинарии Д. Г. Протопопов (известен под монашеским именем Досифей), который с  1780 года стал именоваться ректором семинарии. В этой должности его сменил игумен Арсений.

Учителями семинарии назначались студенты Киевской славяно-греко-латинской академии, Крутицкой семинарии и Московского университета. Ежедневно учитывалась успеваемость семинаристов, а сами оценки были словесными, что в переводе с латинского  означали: “знает”, “знает не все”, “ошибся”, “не знает”. За допущенные ошибки ругали, за неполные знания ставили на колени, а за незнание секли.

В состав семинарии входили и училища, или, как их тогда называли, низшие классы семинарии.

Ввиду финансовых затруднений все училища, которые были филиалами Севской духовной семинарии, в 1798 году были упразднены, а ученики переведены в семинарию. К тому времени в семинарии было построено два двухэтажных корпуса.

 

По новому административному делению города Севск, Брянск, Карачев, Трубчевск стали уездными центрами Орловской губернии. Севская епархия в 1788 году была преобразована в Орловскую и Севскую. Севская семинария стала именоваться Орловской, но еще полувека продолжала функционировать в городе Севске.

29 ноября 1807 года император Александр I указом на имя Св.Синода повелел образовать комитет по делам преобразования духовных училищ. Проведенные изменения расширили изучение философских предметов. Более целенаправленный характер приобрело изучение истории. Обязательным стало изучение новых языков.

В жизни и организации быта семинаристов были трудности, особенно у тех, кто проживал в частных домах, арендуя в них угол или комнату. Скудность средств, отпускаемых на содержание семинарии, не позволяла обеспечивать семинаристов нормальным питанием, что отрицательно сказывалось на состоянии здоровья. Положение с учебой осложнилось после пожара в октябре 1810 года, когда сгорели два двухэтажных учебных корпуса и сами занятия возобновились лишь в конце января 1811 года, -  во временных помещениях, без отопления. Новый двухэтажный каменный корпус был введен лишь в апреле 1813 года.Преосвященный Тихон Якубовский. Преосвященный Тихон Якубовский.

Стоит отметить, что именно в Севской семинарии сложилась одна из первых на территории России (и Орловского края) поэтическая школа, поскольку ни один приезд начальства, ни одно торжественное событие не обходилось без чтения и преподношения высокому гостю стихотворных посланий.Свои стихи студенты писали на русском, французиком и немецком языках.

«Последний солнечный блистал на небе луч

И светлая луна из – за багряных туч

Уже явила свой прелестный образ кроткий

Любезный соловей своею песнью громкой

Уже начал луга и рощи оглашать»

/из оды, посвященной епископу Амвросию/

 

СЕВСКие учителя словесности поэтов с мировой славой

А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова и Ф.И.Тютчева

Имена великих поэтов Пушкина и Лермонтова знают не только по всей России от малого до старого жителя страны, но  и за рубежом. Однако кем были их учителя словесности у гениев? Ими были... преподаватели из города Севск, Брянской области, того самого города на окраине, близ границы с Украиной, что находится всего лишь в 25 км (или 23 вёрстах) от села Невдольск.  Именно в Севске сложилась первая на Брянщине и уникальная для России литературная школа, ведь её семинаристы в числе прочих наук изучали риторику и искусство стихосложения. В 1827 году семинарию окончательно перевели в Орёл, а её место заняло севское духовное училище.  Однако, несмотря на короткий срок своего существования, севская семинария оставила своя яркий и заметный след не только в церковной, но и в культурной жизни России.
https://www.webmushka.ru/our-news/sevskie-uchitelya-slovesnosti-russkih-poetov-s-mirovoy-slavoy-s-pushkina-yu-m-lermontova-i-f-i-tyutcheva/

В сентябре 1825 года проездом на юг России Александр I сделал непродолжительную остановку в Севске. У городского собора епископ Гавриил приветствовал императора, на встрече с которым присутствовали и семинаристы, отметившие большую доброжелательность. Позднее он наконец-то удовлетворил многочисленные ходатайства о переводе известного учебного заведения из столь болотистой местности в Севске в город по соседству, с более подходящим, сухим климатом: так через два года после личного визита импетатора всея Руси семинария полностью переехала из Севска в Орёл.

Севская духовная семинария в Орле

История переезда учебного заведения в другой город

Из первых семинаристов в Севской семинарии стоит выделить Филарета (Амфитеатрова), который со временем стал митрополитом Киевским.

Но далеко не все выпускники семинарии становились служителями религиозных культов, часть из них продолжала учебу в светских учебных заведениях, а затем посвящали свою жизнь научной, литературной, педагогической деятельности.

 

Ф.Г.Покровский родился в 1763 году в Севске. В 1776 году поступил в Севскую духовную семинарию. После её окончания работал учителем Тульского главного народного училища, затем – Тульской гимназии. В 1804 году ему была присвоена степень доцента философии.

 

И.Д.Книгин (Булгаков) после окончания Севской семинарии поступил в медико-хирургическую академию в Москве, после окончания который он четыре года работал профессором анатомии и физиологии Московского университета. В 1811 году переехал в Харьковский университет, где многие годы состоял в должности декана медицинского факультета. Среди опубликованных научных исследований есть работа под названием “Краткое наставление, как предохранить себя от прилипчивых болезней простыми средствами”.

 

Е.Ф.Зябловский родился 31 июня 1765 года в семье дьячка, в селе Зябловке Севского уезда. После окончания Севской духовной семинарии в числе лучших выпускников был направлен в Петербургскую учительскую семинарию, по окончании которой работал учителем в Западной Сибири. Затем Евдоким Филиппович стал преподавателем Петербургской семинарии, профессором географии Петербургского педагогического института, а после преобразования института в университет, с 1821 по 1825 год работал ректором этого университета. Наряду с другими научными работами им написаны “Начальные основания лесоводства” – первый в России труд по лесному хозяйству. В 1998 году благодарные земляки поставили Е. Ф. Зябловскому памятник в Хинельском лесничестве Севского района.

 

Василий Васильковский - герой Малоярославецкого сражения, первый священник - кавалер ордена св. Георгия. С 1810 года назначен священником 19-го Егерского полка, начальство которого отметило порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия отца Василия, а также его образованность - знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками - латынью, греческим, немецким и французским. Отец Василий пользовался вполне заслуженным уважением в полку, с которым встретил Отечественную войну 1812 году и скончался от полученных ранений в 1813.

С.М.Семенов — будущий видный деятель декабристского движения, сторонник республиканского строя учился в Севской духовной семинарии с 1805 по 1810 год, затем окончил Московский университет и получил звание магистра. В 1818 году Степан Михайлович стал одним из учредителей тайной организации “Союз Благоденствия”, однако за участие в тайных обществах Семенов был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Во время следствия проявил стойкость, и его вина доказана не была. По распоряжению императора Николая I Семенов был отправлен в Сибирь на службу без повышения в чине. Последние девять лет своей жизни состоял советником Тобольского губернского правления. Характеризовался добрым и отзывчивым человеком, помогал своим бывшим товарищам и местному населению.

 

Так, менее чем за свое полувековое существование Севская Семинария дала духовное образование десяткам тысяч своих воспитанников, подавляющее большинство которых, принимая священный сан, трудились на ниве духовной в разных Епархиях Российской Империи. Некоторые из них стали видными религиозными деятелями. В 1827 году духовная семинария была переведена в губернский город Орел, однако наличие в Севске грамотных преподавателей стало основанием для функционирования Севского духовного училища. До 1878 года духовное училище функционировало в здании Спасо-Преображенского монастыря, но в связи с его ветхостью перешло в наёмное здание. Строительство нового здания для духовного училища началось в 1890 году

20 сентября 1892 года в городе Севск происходило торжественное освящение нового здания Духовного Училища и устроенного при нем домового храма во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было совершено Преосвященным Михаилом (Крыловым - после 1918), Епископом Орловским и Севским. При встрече с учащимися Владыка обратился к ним с наставлением, которое заключил такими словами: «Вам дети, теперь легко и приятно учиться. Учитесь же усердно, молитесь и благодарите Бога за все, что устроено здесь для вас». Затем Преосвященный Михаил благословил всех подошедших к нему детей, некоторых расспрашивал, откуда они,.
Светлое и просторное каменное двухэтажное здание, чистота отделки, новая классная обстановка, вместительный и благолепный храм – «все это ново для многих, а для некоторых – и в первый раз в своей жизни только испытываемое и виденное.
Училище разместилось в восточной части на высоком берегу реки Сев, напротив церкви Вознесения. Кирпичное, двухэтажное, с подвалом, здание было одним из виднейших в городе. Каждый этаж делился продольным коридором на две части, по обе стороны которого находились учебные классы. На втором этаже располагалась церковь с алтарем. Также была библиотека и общежитие для учащихся при училище.
 

В Севском духовном училище обучались в основном дети духовенства. Из сообщения смотрителя духовного училища В. Гороновича следует, что в 1896 – 1897 учебном году кроме детей окружного духовенства в училище находилось 50 иносословных и 3 иноокружных ученика. Учителями в духовном училище работали, в основном, приезжие. Они занимали должности: учитель географии и арифметики, учитель русского и церковно- славянского, греческого, латинского языков, учитель подготовительных классов, учитель церковного пения, также были смотрителями, надзирателями над учениками и врачами. Сами выпускники духовного училища работали учителями в земских школах Севского уезда.

После Октябрьской революции в здании Севского духовного училища были устроены курсы по подготовке народных учителей, которые деййствовали до осени 1919 года. В 1919 году после изгнания деникинцев в здании училища был размещен детский дом, названный в честь Октябрьской революции, который затем был переведен в более просторное здание бывшего Спасо-Преображенского монастыря. А вот школа 2 –ой ступени осталась в здании бывшего училища, где  сохранилась до 1930 года, но позднее была реорганизована в школу крестьянской молодежи,с 1933 года став средней школой. Первым директором школы был Золотарев Г.И. Первый выпуск состоялся в 1937 году. До ВОВ было состоялось 5 выпусков.

В 30-40 годы в городе заработали другие учебные заведения: финансово-экономический техникум, педагогическое училище, школа медсестер, автошкола и другие учебные заведения. С сентября 1942 года в Севске возобновили работу школы, в которых обучение проводилось с 1 по 7 классы. Ученикам приказывали в учебниках вырезать портреты советских вождей и замалевать тексты и картинки, что отражают жизнь советского народа. Уроки иногда посещали полицейские чиновники.

Начальная школа находилась на углу Советской и улицы Энгельса. Также в округе функционировали краткосрочные курсы для подготовки агрономов и педагогическое училище в городе Севске, готовившее кадры учителей для начальных школ. На начало 1943 года в нем обучалось 228 учащихся. В марте 1942 года начались занятия в открывшемся Севском ремесленном училище, программа которого была рассчитана на двухгодичный срок обучения. Училище имело три слесарные группы, в которых обучалось около 70 учащихся. В здании педучилища размещались мадьяры, которые выезжали в села на карательные действия. Во дворе училища стояли 4 орудия большого калибра и кони-тяжеловозы, которые впрягались в большие телеги-фургоны парой. Нижний этаж бывшего клуба пионеров (где ныне Скарабей) был превращен в конюшню.

Из 66 школ, работавших в предвоенные годы, ко времени освобождения уцелело лишь 12, требовавшие капитального ремонта. В условиях голода, холода нехватки материалов, отсутствия транспорта к началу 1944-1945 учебного года удалось восстановить 57 школ и ввести из в работу. Многое было сделано на скорую руку, не хватало топлива, мебели, не хватало тетрадей, учебников, письменных принадлежностей, учебных пособий. Однако даже в столь трудных условиях, когда еще не была окончена война, около 9 тысяч ребятишек города Севска и сел Севского района приходили в школы на уроке для получения знаний. После освобождения Севска от немецко-фашистских захватчиков, в октябре 1943 года деятельность школ были полностью восстановлены и все занятия возобновлены, однако еще несколько десятилетий все школьники активно привлекались к общим работам в городе и на поле, когда требовалась помощь всех рук, включая малышей из начальных классов.

Итак,  при преосвященном Амвросии (Подобедове) в Севске в 1778 году была открыта духовная семинария, которая размещалась на территории Архиерейского дома, бывшего Спасо-Преображенского монастыря.  В 1788 году в связи с учреждением Орловской епархии семинария была переименована в Орловскую, однако по-прежнему оставалась в Севске.  И лишь в 1827 году семинария была переведена в Орёл. Строительство кирпичного трёхэтажного здания для неё велось в Орле с апреля 1824 по ноябрь 1826 года (архитектор Ф. И. Петонди). Его открытие состоялось 8 мая 1827 года.

Подвальный этаж здания был построен в сентябре 1849 года. В нем разместились кухня, пекарня, кладовые и мастерские. В 1850 году за семинарской оградой был разбит сад и устроен огород. В 1851—1855 гг. главный корпус реконструирован и произведена его внутренняя перепланировка, а в мае 1855 года окончено строительство кирпичного двухэтажного с Г-образным планом больничного корпуса. Семинария из трехклассной была преобразована в шестиклассную, все здания перестроены, а главный корпус расширен пристройкой в 1872 году. Спустя 2 года, в 1874 году произведен капитальный ремонт и обновление семинарской церкви.

Орловская духовная семинарияОрловская духовная семинария

На протяжении всего XIX века Духовная семинария была одним из культурных центров города. С 1865 года при ней издавалась газета «Орловские епархиальные ведомости». В конце века появились «древнехранилище» (своего рода музей, где хранились старинные книги и произведения церковного искусства) и фундаментальная библиотека.

С 1894 года в семинарии существовало древнехранилище, где сосредотачивались вещественные и письменные памятники церковной старины.  В конце XIX – начале ХХ вв. круг изучаемых предметов в семинариях был расширен. Помимо специальных дисциплин: катехизиса, церковной и библейской истории, литургики, богословия – в программу были включены физика, математика, логика, психология, а также начальные знания по философии, её краткая история. Большое внимание уделялось изучению языков, в систему обучения входило пять языков: латинский, греческий, французский, немецкий и древнееврейский.  В некоторых семинариях к этому присоединялось преподавание медицины и сельского хозяйства. Знания по последнему предмету были нужны по той причине, что  значительная часть выпускников становилась сельскими священниками. А вот агрономические сведения должны были не только помочь им вести собственное хозяйство, но и способствовать повышению культуры земледелия окрестных крестьян, к которым выезжали в села для проведения полезных встреч и обучения.

Среди дисциплин- священное писание, всеобщая история, русская церковная история, русская гражданская история, богословие, гомелетика, литургика, практическое руководство для священников, греческий, латинский и немецкий языки, философские науки (в том числе логика), физика, математика, пение. Были и преподаватели-«почасовики», не входившие в постоянный штат. Помимо перечисленных предметов, живопись, гимнастика, французский язык.  В конце XIX – начале XX вв. многие из семинаристов мечтали вовсе не о церковной карьере или поступлении в духовные академии, но хотели продолжить свое образование в светском  учебном заведении.

Все семинаристы носили форму. Ежегодно получали две суконные курточные пары и пояс, фуражку, три пары белья, две пары сапог, галоши. Один раз в два года – драповое пальто. В шестом классе вместо курточной пары с поясом выдавалась сюртучная пара, что выделяло выпускников в общей массе семинаристов. В предреволюционные годы, в учебном заведении, призванном готовить священников и учителей, нередко ходили по рукам революционные прокламации, наблюдается значительное ослабление религиозности общества. Среди  семинаристов наблюдалось причудливое смешение идей революционной романтики, нигилизма, либерализма и социализма. Падение монархии многие молодые люди восприняли с одобрением.

В 1918 году семинария была закрыта.  В годы гражданской войны в здании находился госпиталь для бойцов Красной Армии, где с конца 1920  разместился Путейский техникум, преобразованный в 1930 в Железнодорожный техникум. В период оккупации Орла в 1941—43  здание было сильно разрушено. Восстановительные работы закончены в 1951. В основном здание сохранило характер прежней постройки, однако в центре фасада был построен большой шестиколонный коринфский портик, что обладает строгой торжественностью, присущей, композициям классицизма. От старого интерьера внутри здания  сохранились вестибюль, часть церковного помещения (актовый зал), винтовая лестница, ведущая из него вниз, и столовая. В северо-восточном углу ограды сохранился бывший больничный корпус, используемый под жилье. Также сохранились сторожка и часть кирпичной ограды. В наши дни в здании размещается филиал Петербургского университета ЖД.

см также:

 

От избы-читальни до лучшего собрания сочинений в районе

https://www.webmushka.ru/our-news/nevdolsk-ot-izby-chitalni-do-luchshego-sobraniya-sochineniy-v-rayone/

Школы из прошлого

https://www.webmushka.ru/our-news/shkoly-iz-proshlogo/

Книга "Хороший гусь Гаша" 27 историй о природе и птицах родного края 

1. Хороший гусь Гаша
8. Вороний футбол
13. Орлиный царь
15. Балкон с сигнализацией
18. Мартовский заяц
20. С зайцем наперегонки
22. Сколько аистов ждать по весне
23. Рябиновый сыч
24. Щеголь или франт
25. Сип патрулирует горы
26. Вечерняя песня аистов

gus.gasha 144 стр., 86 илл.,  ISBN: 978-5-4465-2987-2 

ЗАКАЗАТЬ ЭКЗЕМПЛЯР КНИГИ У АВТОРА: eva@mail.ru

 

 

Опубликовать в социальных сетях