Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мария Чулова в активном поиске работы

Коренная жительница Москвы. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова. Автор книги "Хороший гусь Гаша", сборников "Забрать домового", "Притяжение земли", проекта "Невдольск 1595". Блог.

Контакты: eva@mail.ru , www.webmushka.ru

VK, IG, fb, tweet, ЮТ,TM

IT cпециалист. Опыт работы: 23 года

SMM-менеджер, контент-менеджер, менеджер продукта, аудитор, копирайтер.
Журналист, фотограф, редактор.

Ключевые навыки: копирайтинг, SMM, PR, фотография, продвижение сайтов,  аудит поисковой видимости сайта, Интернет-реклама наполнение контентом,  управление проектами, руководство коллективом. Права категории B. 

ВебМУшка.ru

          ...здесь интернет (web) взят на мушку...

24.11.2021 Гоша и его калоша: как обойти все лужи на своем пути.

11.11.2021 Самобытный брянский край. Уникальное cело Невдольск основано на левом берегу реки Сев в 16 веке.

10.11.2021 Анастасия Федотова. клуб «Спартак-Волгоград»,  принимает участие в 2 туре Чемпионата России по водному поло.

 

Северщина

Опубликовано 04.10.2021
Северщина, картаСеверщина, картаСеверщина - это не север и не Сибирь, а ЮГО-ЗАПАД России,

включающий в себя Суземский и Севский районы Брянской области,
населенные пункты в окрестностях реки Сев.

 

Нынешний юго-запад Брянского края прежде звучал как Северщина и Сиверия,

а Невдольск звучал как Нивдальск Сиверский

 К Северщине в разное время (географически и этнически) относились такие города, как Чернигов, Новгород-Северский (возможно два этих города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Курск, Гомель. 

Севрюки с Сиверов - Севска, Новгород-Северска, Чернигова - славяне, сыгравшую важную роль в истории Руси 16 века

 Это был воинственный народ, по всей вероятности произошедший от славянского племени северян, что с древнейших времен соседствовало со степными народами, поэтому с древних времен приученные к войне, а так же принявшие значительную часть беглых скифских народностей. Это были очень рослые люди, с средним показателем около 180 см.

Служба военная и гражданская в 16-17 вв на Северщине были неразделимы

Севрюки составили большую часть войска Болотникова, во время Смутного времени. В последующем попав в немилость царям севрюки стали покидать свою земли и уходить в Слобожанщину(где стали известны как северские казаки) и на Нижний Дон, в последующем поучаствовав в этногенезе запорожских и донских казаков. Из оставшегося населения (севрюков) главным образом были сформированы Черниговский и Стародубский казачьи полки, а также Недригайловская и Деркачевская сотни Сумского слободского казачьего полка.

Севское воинство в 1699 г. выделено на карте России и Черного моря и Малой Тартарии шотландцем Дж.Менгденем по приказу Петра I

Русская Северщина

 севрюки яндекс фотосеврюки яндекс фото7 фильмов  об этнокультурной истории юго-западной части Брянской области

Проект был создан Екатериной Александровной Чеплянской и Николаем Егоровичем Ющенко -- сотрудниками Брянского Государственного объединенного краеведческого музея -- при поддержке гранта Президента Российской Федерации.

Это первая попытка создания оригинального видеопроекта, авторы которого обратились к этнокультурной истории юго-западной части Брянской области. Данный видеопроект охватывает более чем тысячелетний период истории междуречья Десны и Беседы от появления славян до начала 21 века.

Показаны этапы становления русского этноса, а также появление на территории Русской Северщины других этнических групп и их взаимоотношение с коренным населением. Затронуты вопросы взаимодействия различных культур.

 

Особое внимание уделено геополитическому положению региона как традиционно пограничной территории, через которую осуществлялись важнейшие экономические, политические и культурные связи как между различными частями одного, сначала Древнерусского, а, затем, Российского государства, так и контакты России с государствами Центральной и Восточной Европы. Важное место в проекте отведено проблемам единства русского народа и целостности Русского государства, показана роль населения Русской Северщины в многовековой борьбе России за сохранение своей независимости.

Севрюки — это была достаточно мобильная этнокультурная группа, по военной организации и по знанию родной им Великой Степи очень близкая казакам. Про жителей Северской земли говаривали: «Что смотришь севрюком?» — так говорили о тех, кто смотрел «волчьим» взглядом.

Знаток старины, писатель и историк Е.Л. Марков писал о них: «Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, выработали в течении времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные». До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли.

 

В словаре Даля имеется такое определение слова «севрюк» — угрюмый, хмурый человек. Про жителей Северской земли говаривали: «Что смотришь севрюком?» — так говорили о тех, кто смотрел «волчьим» взглядом.

В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, на что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. Насколько Москва и Литва активно нанимала Севрюков на городовую службу, настолько активно же она их и преследовала. Москва, дорожившая крепостным правом и ни в коей мере не приемля вольного свободолюбивого духа Севрюков, постоянно подвергала коренное население Северщины гонениям и при всяком удобном случае всячески старалась снизить их численность. Здесь переплетаются мотивы Севрюков и Казаков, и это очевидно. Вспомним, как жестоко подавлялось восстание донского казака Степана Разина и как уничтожалась Запорожская Сечь?

Поддержали Севрюки и атамана Ивана Болотникова, так что война эта довольно часто называется «севрюковской». По прошествии Смутного времени и раздела Северщины после Деулинского перемирия, между Московией и Речью Посполитой имя Севрюков практически исчезает с исторической арены. Практически – но не полностью. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии.

Куда же подевались Севрюки? Большая часть из них ассимилировалась в среде украинского и великоросского населения Московии и Малороссии, некоторые осели в восточной Белоруссии, часть стала крестьянами-однодворцами. Остальные переселились на Нижний Дон. Севрюки влились в состав других народов – украинцев, русских, белорусов (в меньшей степени) и донских казаков. Как представители служилого люда (военно-служилого сословия Севрюки упоминаются ещё в XVII веке, однако большая их часть уже давно окрестьянилась, но сохранила свой независимый характер.Почему Севрюки активно вливались в состав Запорожского и в частности Донского казачества? Всё дело в том, что Севрюки — это была достаточно мобильная этнокультурная группа, по военной организации и по знанию родной им Великой Степи очень близкая казакам, тем более, что до XVII века Севрюки, ровным счётом как и Донцы и Запорожцы являлись типичными полукочевниками и полностью оседлого образа жизни не вели. Или же здесь сыграло роль общность предков всех трёх вышеперечисленных народов? Загадки да и только…

О былых временах говорят также много курганов Северян на территории Черниговской, Сумской, запада и юго-востока Брянской, областей, самые известные из них это, пожалуй, курганы в Кветуни (под Трубчевском) и черниговские курганы.

Общие наблюдения:

1. Севруки были служилым сословием, близким по стилю своей жизни к казакам.

2. Севруки не были кочевниками, их жены и дети жили оседло, а только сами они выполняли воинскую и другую службу, часто за пределами своего дома.

3. Литвины в случае Северской земли могли быть действительно родственны Севрукам. Если речь идет о потомках сарматов, которые служили литовским князьям, но затем не стали переходить в католичество и поэтому ушли на восток.

4. Очень верное предположение, что князья для Севруков были не господами, а атаманами. Кстати, слово атаман — скифо-сарматское (иранское). Точный перевод его — что-то вроде “исполняющий роль отца” (названный отец, отечествующий), корень здесь “ата” (украинское тато, русское отец), а -ман — суффикс. Слов такой конструкции огромное число в тюркских языках, но они иранского происхождения. Слово атаман очень древнее и связано с отгонным скотоводством. Атаман — старший пастух, староста пастухов, которого все пастухи должны вдали от дома слушаться как отца. У монголов и других кочевников, которые передвигаются от пастбища к пастбищу всем родом, не было и не может быть такого слова и такой роли. Монголами распоряжается родовой князь — нойон. Атаман — это не родовой вождь, а названный, выбранный.

5. превращение свободных воинов (пастухов, охотников) в крепостных крестьян не могло не вызывать бунта. Для Московского царства, поднявшегося на легкой колонизации и закрепощении тихих и смирных фино-угорских племен лесной зоны, вольница Севруков действительно была огромной проблемой. Эту проблему решали двумя путями — или физическим уничтожением Севруков или принятием их на службу (что всегда имело успех).

Ракитин А.С. Севрюки – коренное население Северской земли

 

Книга "Хороший гусь Гаша" 27 историй о природе и птицах родного края 

1. Хороший гусь Гаша
8. Вороний футбол
13. Орлиный царь
15. Балкон с сигнализацией
18. Мартовский заяц
20. С зайцем наперегонки
22. Сколько аистов ждать по весне
23. Рябиновый сыч
24. Щеголь или франт
25. Сип патрулирует горы
26. Вечерняя песня аистов

gus.gasha 144 стр., 86 илл.,  ISBN: 978-5-4465-2987-2 

ЗАКАЗАТЬ ЭКЗЕМПЛЯР КНИГИ У АВТОРА: eva@mail.ru

 

 

Опубликовать в социальных сетях