Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мария Чулова, Вебмушка.руМария Чулова, Вебмушка.руМария Чулова

 журналист, IT специалист, фотограф, автор книги "Хороший гусь Гаша",

автор сборников "Забрать домового", "Притяжение земли", проекта "Невдольск 1595"

блог, ЮТ, VK, IG, fb, tweet, TM

ВебМУшка.ru

          ...здесь интернет (web) взят на мушку...

фотоальбомы, видеорепортажи

11.11.2021 Самобытный брянский край. Уникальное cело Невдольск основано на левом берегу реки Сев в 16 веке.

10.11.2021 Анастасия Федотова. клуб «Спартак-Волгоград»,  принимает участие в 1 туре Чемпионата России по водному поло.

09.11.2021 История переезда семинарии из Севска в Орёл

Суземье

Опубликовано 01.02.2022

Слово «Суземье» настолько древнее, что встреча подобных топонимов на карте России  - случай исключительный.

«Суземок» и «Сузем» обозначают густой дремучий лес, без дорог, в отдалении от жилья, а Сузёмье и вовсе —лесная глушь вдали от проезжих дорог.

А потому эти места считались сокральными, ведь люди туда попадали крайне редко.

 

Именно так определялось значение слов «сузем», «суземка», «сузём», «суземец» в географическо-статистическом словаре Росссийской империи в 5 томах, который составил Петр Петрович Семенов Тянь-Шанский (1827-1914) по поручению Русского географического общества в 1863-1885 годах.

В своем толковом словаре Владимир Даль сходным образом объяснял слово «суземье», основываясь на том, что это  не только «соседние земли», но и «дальние», «в пустых, незаселенных местах». Одним игуменом в русских летописях упоминалось, «что де и у них в суземье  «болота и лес, дичь из стари». И далее указывалось, что  "сузем, суземы и суземок" — всё сплошь сплошной, глухой, отъемный, дремучий лес, волок, стоящий далеко от жилья. Дорог и езды в суземках нет,  - туда ходят «пеши, верхами», а порой и вовсе «на волочугах на «лисованье» и для «заготовки лесного товара».

Впрочем, на карте России отмечены деревня Суземья (Зуземье) в Хотимльской волости Ковровского уезда Владимирской губернии), деревня  Суземье  в Ивановской области, а также поселок Суземка в Брянской. А, значит, между Суземкой Ивановской и Брянской расстояние в 800 км. Но, помимо этого, известен и коми-русский перевод слова "сузем, когда «суземö мунны» означает и вовсе «провалиться сквозь землю».

811 км от села Невдольск до Суземья Ивановского

вместо 16 км до Суземки Брянской области

В лесах возле Онежского озера, в верховьях реки Выг в 1694 году был основан старообрядческий монастырь «Выговская поморская пустынь» — крупнейший центр поморского согласия (умеренного крыла беспоповщины - наиболее радикального из двух направлений русского старообрядчества).  Так, на Выге появились наемные работники, но  уже  в 1730-е годы приём в пустынь был ограничен, - предпочтение отдавалась зажиточным престарелым жителям Суземка.

Особенности местного земледелия отличались своей спецификой, ибо большинство удобных для обработки земель на севере расположены по берегам узкой лентой, причем иногда через 100–200 метров от реки уже начинался «сузем». Суземье – тот водороздел, что покрыт болотами или труднопроходимым лесом, и лишь вблизи рек (благодаря постоянному дренажу)  располагалась хорошая почва для пашни, а также изобильные места для сенокосов, что служили вескими и решающими причинами при устройстве жилья.

Основной формой поселения в Заонежье была деревня, часто  малодворная, поскольку пригодная для землепашества земля лежала не сплошным массивом, а небольшими, удаленными друг от друга участками. Чиновники, заинтересованные в освоении новых земель здесь активно применяли систему льгот. Так, в 16-17 веках льготный срок обозначался 8–10 годами, а с вновь освоенного участка налоги не взимались. Земля осваивалась подсекой.

Суземье — древнее слово, а вот подобные топонимы на карте России - редкость

В таких же дремучих лесах Брянского края, на речушке Суземка появилось поселение Буда-Суземка.  Бу́да — это типовое название населённых пунктов в славянских странах, происходит от слова «буда» в значении «строение, постройка», (будовать: «строить, возводить»). В России, Белоруссии и на Украине многие селения именовались Будами. Сохранились они в Смоленской, Житомирской, Киевской, Черкасской и Черниговской областях.

Буда-Суземка

https://www.webmushka.ru/our-news/buda-suzemka/

Суземка в Брянской области

http://www.webmushka.ru/our-news/suzemka/

 

«Семен Николаевич придерживался старой веры, крестился двумя перстами, пил и ел из «особливой» посуды и в существовании нечистой силы был совершенно убежден. Водяной, Кикимора и Лесной хозяин были для него существами вполне реальными, хотя и таинственными.

— Ну, как ты говоришь, что нету его? Есть он, есть, не к ночи будь помянут, хозяин-то. Это под Москвой у вас, можа, и нету, можа, от людей да суеты удалился, а у нас в суземке есть, с испокон веков тута! Иной раз, коли ему не потрафишь, зачнет пакостить да шкодить — упаси царица небесная, хуч с лесу беги…».

В свою очередь путешествия по Кольскому полуострову открывают туристу особенности поморского быта и культуры. Так, большинство местных жителей использует совершенно непонятные для горожан слова, а чтобы в них  разобраться составляются небольшие словари интересных выражений для популярных путеводителей. Так, суземы – это дебри, быстрина -  быстрое течение воды, лесина – дерево, а мара – мираж и густой туман, туск - непрозрачное, тусклое небо.

 

Песенка за два сольди

Суземка. Торговые пути помор и Петр I в Карелии. Пищевой минерал дороже денег

Суземье - последняя деревня

Дорога не приведи бог тяжелая, сузёмная. Книга "Седая старина"

Все участницы известной фольклорной группы "Сузёмье" родом с Пинеги. Песни с давних пор разучивались устно, передаваясь от одного поколения к другому, переходя от одной избы в другу, и из деревни в деревню. Пели везде по-разному, в каждом селе по-своему, никто не «переучивался». Народный фольклор охранял свою неоднородность и разнообразие, поскольку никогда не имел жёсткого письменного канона, допускал творческие изменения, автором которых был тот исполнитель, который исполнял песню в каждый конкретный момент, нередко импровизируя на ходу, по настроению слушателей. Так у одной песни или былины появлялось не менее десятка вариаций, каждая из которых сохраняла свою оригинальность и популярность.

Проехать сорок вёрст по сузёму нелегко

Место гиблое, сплошные леса и болота. Вырастить хлеб невозможно. /Фёдор Абрамов. Поездка в прошлое, 1974/

 

Генетические исследования показали общее ген.ядро великороссов,малороссов и деларусов, а вот влияние финно-угорской крови сильно преувеличено, скорее оно прослеживается у северной группы, так же как у малороссов имеется некоторая, незначительная часть тюркской крови и первое и второе согласуется с ничтожно малым количеством фин.угорских слов в великоросских наречиях и некоторым количеством тюркизмов в велиеоросском и в первую очередь малоросском диалекте

 

Чухраи - самая глушь Брянского леса. Топонимика заповедника и лесозаготовок. Чухрай = глухарь

Чухрай (чухраи) образовано от "глушь" (глухой, нежилой, заброшенный лес, чухлый, чахлый)


Таким образом, можно сказать, что заповедник стоит в самом чахлом месте брянского леса, в самой глуши (куда поэтому и садились самолеты в военное время, чтобы противник их не обнаружил). Туристы выходят на природу как бы с "черного входа", а парадный, белый вход - в другом месте. Скорее всего, что отмечают все, возле слияния Неруссы с рекой Сев, воды которой чисты и прозрачны, а берега живописны, без корчей и завалов, болотистых стариц.

***
"Я и сейчас без изумления не мог глядеть на этого старика. Восемьдесят пять лет. Ночь не спал, утром рыбачил – ну-ка, поброди десять верст по нашим суземам да лесному бездорожью! – а ведь идет, торит свою дорогу.
Все вспомнили, обо всем переговорили: .. и о последнем глухаре, или чухаре, как у нас говорят, которого старик убил прошлой осенью за рекой, и о медведе-шатуне, всю осень безобразничавшем в деревне..

– Бывало, идешь угодьем-то своим, ловом-то, где силье стоит, – Бога молишь: о, хоть бы не чухарь, а ряб попал. Угодье-то, путик-то, большое – сорок и пятьдесят верст будет, да суземом, нёпроходью, а у тебя уж и так лузан-от набит до отказу да еще мешок плечи мозолит… А с бора-то осенью выезжаешь! На лошади. Воз птицы везешь.

– ..зеленый год на бору был – я всю осень ни одного чухаря не добыл, да зато тогда засыпало рябом. Как голубят. Стадами летают – до ста штук и боле.

Честный, совестливый был старичок. Все до последнего пера отдавал. Вынести-то сам не может – дак придет, скажет: «Женка, у тебя там чухарь на той неделе в сило заполз. В клетку я повесил». Клетка у нас была на Екутином ручью, такой маленький анбарчик на высоких ножках, чтобы мышь да зверь не потравили улов.
А дело-то было еще до той, до германской, шестьдесят лет назад, когда оба мы молодыми были. Чухарь у меня как раз на пересеке попал и вместе с елкой, с гнетом, значит, к нему на угодье ушел. Вот он и соблазнился. Приласкал моего чухаря... И верно, что по молодости да по неразумности. Мне так и татя-покойничек сказал, когда я ему об этом рассказал: «Погоди, говорит, Михей. Не будем пока ничего делать – долго ли человека погубить. Может, сам одумается». Вот он и одумался. Ни одной потравы больше не было"



/Рассказ "Михей и Иринья" из сборника "Трава-мурава", Федор Абрамов/

Въехали в сузём. Неровную дорогу обступил глухой ельник.
Место гиблое, сплошные леса и болота. Вырастить здесь хлеб невозможно....
До посёлка не доехали — конь заблудился в густых кустах и отказался идти дальше. Завернули на охотничью стоянку. Там, у костра, и заночевали.

ЧУХАРИЦА, д. Вохтогского с/с Грязовецкого р-на, названа по гидрониму, образованному от существительного чухарь, которое известно в севернорусских говорах в значении 'глухой тетерев, самец'.

 

Как пройти к покинутой хибаре в Брянской глуши. Малые Мшары. Герман Шендеров Отрывок. Брянск-Суземка

 

 

 Переговорили о последнем глухаре или чухаре /Федор Абрамов/

 

М

/Рассказ "Михей и Иринья" из сборника "Трава-мурава", Федор Абрамов/

Въехали в сузём. Неровную дорогу обступил глухой ельник.
Место гиблое, сплошные леса и болота. Вырастить здесь хлеб невозможно....
До посёлка не доехали — конь заблудился в густых кустах и отказался идти дальше. Завернули на охотничью стоянку. Там, у костра, и заночевали.

ЧУХАРИЦА, д. Вохтогского с/с Грязовецкого р-на, названа по гидрониму, образованному от существительного чухарь, которое известно в севернорусских говорах в значении 'глухой тетерев, самец'.
А тезка архангельской, маленькая деревенька, совсем затерялась в брянском лесу. Во все времена она была немноголюдной - всего около пяти дворов, отрезанных от внешнего мира, из которого люди почти ничего не получали.
В документах 1781 года упоминается, что Красная Слобода со Смелижом, Будой Чернью и деревней Чухраевкой принадлежали графу Петру Борисовичу Шереметеву, коему крестьяне платили оброк по два рубля в год.

Чухраи расположены на невысоком песчаном холме среди болотистой поймы реки Неруссы. Ближайший магазин в Смелиже, куда и прежде путь лежал через непроезжие Липницкие болота.
Колхоз «Наш путь» в Чухрая был только до войны, а молодежь работала на лесозаготовках. В деревню Смелиж была хорошая дорога для лошадей, куда волоком вывозили лес, за 7 км, через Рудницкие болота, по которым насталана бревенчатая гать.
Но теперича и эту деревню, как и другие в Суземском районе, быстро обратно себе захватывает лесная чащоба.

 Переговорили о последнем глухаре или чухаре /Федор Абрамов/

Таким образом, можно сказать, что заповедник стоит в самом чахлом месте брянского леса, в самой глуши (куда поэтому и садились самолеты на партизанский аэродром в военное время 1941-43 гг, чтобы противник их не смог обнаружить.
А туристы выходят на природу как бы с "черного входа", поскольку парадный, "белый" вход - в другом месте. Скорее всего, что отмечают непосредственно все прибывающие в эти края, - возле слияния Неруссы с рекой Сев, воды которой чисты и прозрачны, чьи берега живописны, без корчей и завалов, коими славится быстротекущая, мутная река Нерусса, с ее болотистыми старицами да непроходимыми, заросшими берегами, которые в большинстве случаев только возможно фотографировать как с высоты (квадрокоптером), не с земли. Или, другой вариант, - возле ж/д платформы 480 км и ж/д моста, откуда стартуют водники на сплавы и куда приходят рыбаки.

На Брянщине и такое бывает. Краеведческий Музей стоит на центральной площади Партизан города Брянск задом-наперед, к туристам так сказать не-передом.. Хотя эта неприглядная градостроительная легенда подтверждена далеко не всеми архитекторами. Те, кто ее отрицают, сообщают, что все строительство воплощено согласно проекту автора (архитектора А.А. Зеленова), а за основу был взят образ Долговре́менной огневой точки (ДОТ), что должно завершить образ площади и подчеркнуть ее значимость. Однако в народе прижилась другая версия, такая, что и реклама, пиар здесь через идут через другое направление.

Так и с наименованием деревни Чухраи, иногда подменяющей собой большой понятие всего областного брянского леса. По официальной версии "чухрать" - совершать что-то чрезвычайно дельное. Да только жители соседних сел никогда не были с этим согласны, считая чухраи - глухоманью, с жизнью чахлой, без поддержки извне негодной. Что уж поделать с этими деревенскими, кои упорно не придерживаются официальной версии и продолжают поддерживать народное словотворение да его прямое значение от своих дедов и прадедов, а не позже изданных словарей да международных релизов.

 

 Заповедник "Брянский лес" - это неподвижные муляжи животных на фоне заболоченных деревьев

От соснового леса в сторону Добруни остались лишь небольшие фрагменты, он зарос кустарником, и, кроме того, в нем проводились антикороедные вырубки. Лес за рекой Сев недоступен: к нему нет переправы, отсутствует мосту у Широкого. Фотоальбом:  https://vk.com/album-184734544_272842153

Посёлок Севск Кемеровской области основан в 1925г. переселенцами из города Севск Брянской

МАРИЯ ЧУЛОВА – автор статей о транспорте, отдыхе, детях, родной природе, фотограф-натуралист, и…

IT специалист с многолетним опытом работы в крупнейших российских компаниях,

- среди которых Rambler, турецкие и российские туроператоры, - а также интернет-аудит. www.webmushka.ru

Мои полезные навыки, которые вам могут пригодиться:

Повышение прямых продаж, увеличение прибыльности.

Естественное продвижение бренда без финансовых расходов.

Управление контент-отделом, службой контроля. Обработка отзывов и работа с претензиями покупателей.

Мониторинг рынка, конкурентов, новостей для взаимодействия с потребителем в пределах основного ресурса и всех соцсетях.

Разработка онлайн сервисов, внедрение в работу.

Проведение рекламных компании для отелей в Гугл Адвордс, Яндекс Директ, Инстаграм, ФБ и ВК.

Управление репутацией компании в сети интернет.

Защита компании от агрессивного чёрного пиара, противодействие заказным компаниям.

Сохранение постоянных клиентов, обеспечение прироста новых.

Повышение лояльности клиентов среди потребителей и партнеров.

Создание и удержание доверия с аудиторией во время ЧП, катаклизмов и финансовых кризисов - запрета полётов за рубеж, закрытия стран и зарубежного туризма.

Обеспечение устойчивости компании во время банкротства основного бизнес партнера - а/к Трансаэро, отмены сделки по слиянию с английским туроператором "Томас Кук".

Достижение стабильных финансовых показателей во время пандемии, работа с отказами и переносами заказов на будущий срок.

"Хороший гусь Гаша" - книга в подарок бабушке и внукам

27 историй о природе и птицах родного края

Книга "Хороший гусь Гаша" Автор: Мария Чулова ориентированы на аудиторию взрослых и детей 6+

Кулики и корольки, дятлы и совы, аисты, камышницы, лысухи и чомги - вот главные герои добрых наблюдений старых и малых людей, в которых сам человек остается "за кадром". Наиболее "разговорчивые" дятлы и корольки в лесу, тихие - птичья нянька, пеночка и зяблики - днём а домовые сычи, жители окрестных полей, - ночью. Заметки о воронах - самые короткие. Истории из жизни белоголового сипа и охоты домашней кошки на зайца - самые "взрослые". Как встать на крыло вслед за птицами, дикими и домашними, заворожившись их полётом?

144 стр, 86 илл, тверд.обложка, 200х260

ISBN: 978-5-4465-2987-2  gus.gasha
ЗАКАЗАТЬ ЭКЗЕМПЛЯР КНИГИ У АВТОРА: vk.com/maria.chulova

 

Опубликовать в социальных сетях